Пророк Исаия и мы

(цикл лекций)

Книга пророка Исаии. Глава 4



Исаия



Глава 4 (часть 1)



Эта короткая глава довольно проста в своём успокаивающем заверении, что остаток Сиона, или остаток христианской Церкви, будет избавлен, и что Бог восстановит справедливость и благословит тех, кто был верен Ему.

Итак, "день Господа Саваофа" одновременно несёт погибель нечестивым и дарует благословение праведным. Именно в этот момент адвентисты решительно расстаются с большинством протестантов. Я не хочу вступать в бесконечную дискуссию на тему Тысячелетнего Царства, и, в конце концов, многие из вас знакомы с ней, в той или иной степени. Продолжая наше библейское исследование, мы поступим мудро, если признаем ограниченность наших познаний, а также установленные Библией границы, через которые мы не можем и не будем переступать. Не на каждый вопрос, который мы хотели бы задать Библии, мы готовы получить ответ. Какие-то несущественные знания, которые могут привести к разделениям или соблазнам в нашем пока ещё пребывающем в греховном состоянии мире, держатся втайне от нас, и здесь мы должны ограничивать свои попытки заглянуть за этот сакральный железный занавес.

Поэтому моё внимание будет сосредоточено на том, что имеет первостепенное значение, на том, что можно и нужно сделать, пересмотреть, учесть. Другими словами, проповедь Исаии — это послание для нашего времени, для нас, живущих по эту сторону великого Дня Господа. Что бы ни происходило по ту сторону этого Дня, не должно становиться центром нашего внимания, поскольку и Исаия не фокусировался на этом. Кто-то понимает эту главу и другие главы, которые относятся к благословениям уцелевшего после Дня Господня Остатка, более буквально, кто-то — в большей степени в духовном плане. И спор между ними не прекращается. Однако в этой полемике нет необходимости, поскольку пророчества, эсхатологические, мессианские пророчества исполняются в истории не единожды.

Мы говорили об этом в нашей группе по изучению Библии. Вот обычное "локальное" исполнение: Бог спасёт остаток евреев во время вавилонского плена, и бедные и кроткие наследуют землю. Это произойдёт после вавилонского пленения, которое наступит спустя примерно 200 лет после служения пророка Исаии. Но есть ещё одно исполнение, ещё один День Господа — это Первое пришествие Иисуса Христа. Многие пророчества Исаии мы часто цитируем как предсказания о пришествии Христа.

И в этом мы правы. Однако уже было локальное, историческое свершение этого события. И будет ещё событие, которое пока не исполнилось - это Второе пришествие Иисуса. И всё же нас может ожидать ещё одно исполнение. Из Нового Завета, убирающего завесу с Ветхого, мы узнаём, что ещё будет славное пришествие Иисуса Христа в конце Тысячелетнего царства. Я не говорю, что каждое пророчество имеет эти четыре уровня исполнения предсказания. Нет, необязательно.

Чаще всего нам даётся смешанная, многослойная картина. Я часто сравниваю это с оконными стёклами, с двумя самыми обыкновенными оконными стёклами. Вы можете нарисовать линию или букву на одной из сторон стекла, а затем повернуть её и прочертить там другую, потом сделать то же самое с другим стеклом, и у вас будет четыре отдельных записи. Однако, когда вы поставите стекло на место, вы увидите эти четыре линии, или буквы, как одно целое — они совместились. Но при каждом исполнении пророчества один "слой" преобладает над другими, имеет первостепенное значение.

Вспомните конфликт евреев с Иисусом, когда они хотели сделать его Царём. Они действовали исключительно согласно библейским пророчествам. Единственной их ошибкой стал… выбор времени этого мессианского события. Иисус грядёт как Царь в Своё Тысячелетнее пришествие. Неспособность признать эту простую истину заставила их отвергнуть Иисуса. И когда дело дошло до выбора между Иисусом и мятежником, они предпочли бунтаря и разбойника.

К сожалению, многие сегодня повторяют ту же ошибку, что и евреи в те времена. Они верят, что Иисус явится Царём во время Его Второго пришествия. Хотя Он ясно даёт понять, что в этот раз он придёт как Судья. Он не придёт, чтобы царствовать на земле, так же, как и при Его Первом пришествии Он воплотился не для того, чтобы стать в ту пору земным Царём. Да, Иисус — Царь, и оба раза он является как Царь, потому что Он им и является. Даже при Своём Первом пришествии Иисус проповедовал, что Царство близко, а Пилат, по провидению, назвал Его Царём иудейским. Однако, во время Его Первого пришествия Иисус-Царь пришёл в первую очередь как Иисус-Священник и Иисус-Агнец Божий. Успеваете следить? У Исаии много чего найдётся рассказать нам на эту тему. Но нужна мудрость и жажда познания, если мы хотим понять эти вещи. У евреев была возможность правильного понимания. Но они были слишком нетерпеливы, чтобы внимать.



Глава 4 (часть 2)



пророк Исаия. Глава 4



При Своём Втором пришествии Иисус-Царь и Иисус-Священник придёт, прежде всего, как Судья. Те, кто полагает, что Иисус грядёт как Царь, чтобы править миром, рискуют повторить те же ошибки, которые совершили евреи во время Его Первого пришествия, чьи ожидания не оправдались. Они предполагали, что Мессия придёт Царём, но Он пришёл как Агнец. Сегодня, перед Вторым пришествием, снова налицо соблазн встретить грядущего Спасителя как Царя царей. Сатана знает об этом. И он собирается воспользоваться невежеством людей и отсутствием правильного суждения относительно Дня Господа. Как и Первое пришествие, Второе приносит "не мир, но меч". И сатана уже готов выступить как мессия и царь. А люди снова склонны отдать своё предпочтение разбойнику, мятежнику, вору — тому, кто "приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить" (Иоан.10:10). И мы должны быть предупреждены об этой опасности.

Мы с вами согласились выше, что наши знания небезграничны. Поэтому мы должны сосредоточиться на этой стороне дня Господа, поскольку именно на этой стороне у нас пока ещё есть возможность изменить ситуацию с пользой для себя и других. Другими словами, я предлагаю сосредоточиться на известных нам пророческих предостережениях, пророческих признаках и пророческих исполнениях.

Есть та твёрдая почва, на которую мы можем опереться, продолжая наши рассуждения по Исаии. Не расставаясь с нашими методами исследования, не прерывая нашего обсуждения Книги пророка Исаии и важнейших истин, которые она доносит до нас в наши дни, мы можем встать с нашими протестантскими друзьями разных деноминаций на одно твёрдое основание и договориться об одном: Второе пришествие Иисуса Христа, день Господа, является исполнением пророчества о Царстве.

Люди по-разному понимают Царство Божье. И это нормально. Дело в том, что уже Первое пришествие Иисуса Христа принесло Божье Царство. Да, Первое пришествие Христа, время, когда приблизилось Царство, стало временем, когда оно прочно утвердилось в верующих в Него. Царство Божие уже здесь, на земле. Оно, как учит Иисус, прямо в нас. Итак, Его Первое пришествие исполнило пророчество о Царстве — всё о нём. Однако, Его Второе и Тысячелетнее пришествия придадут Царству еще большую полноту. Всему своё время.

Существует несколько простых критериев для определения Царства Божьего. Необходимые условия Царства таковы: наличие царя, преданность подданных и физическая, географическая составляющая — территория. С каждым пришествием границы Царства Божьего расширяются.

Первое пришествие Иисуса привело Царя на землю (а при Его уходе — Святого Духа), пробудило преданность верноподданных Царства и распространилось территориально, победоносно, даже "до краёв земли" (несмотря на гонения и сопротивление). Но оно остаётся внутренним Царством. Это славное завоевание досталось ценой исключительной верности его граждан Царству, хранимой даже в те моменты, когда они сталкивались с преследованиями. Это полный духовный триумф Царства, который утверждает победу Бога в сердцах людей.

Второе же пришествие провозглашает победу Бога над нечестивыми. Он придёт в этот раз не для того, чтобы установить Своё Царство в сердцах верующих, поскольку оно там уже прочно утверждено. Он не придёт провозгласить о распространении Царства "до краёв земли", так как это уже сделали преданные и верные граждане этого Царства. Он придёт, чтобы покарать и уничтожить гонителей и нечестивцев. Он явится, чтобы утвердить Своё Царство на земле не только духовно, но и в реальном смысле, спасая и прославляя истинных граждан Своего Царства, низвергая и наказывая, самым явным образом, Его врагов.

Другими словами, на этот раз Царство проявит себя не только в духовном смысле, но и физическом. Здесь, я думаю, мы должны согласиться, остановиться и перестать спорить о том, что будет происходить дальше. Всё, что будет дальше, будет прекрасным, и у нас нет ни причин, ни желания сомневаться или оспаривать это. Именно так мы понимаем события, предшествующие Второму пришествию и наступлению Царства, в которых мы должны быть заинтересованы. И мы должны позаботиться о том, чтобы наша точка зрения относительно этих событий отражала библейское понимание Царства как победителя. Первое пришествие принесло побеждающее внутреннее Царство. Второе же пришествие принесёт победоносное Царство внешнее.



Глава 4 (часть 3)



Второе пришествие Иисуса Христа



Победоносный приход Царство неизменно предполагает, что Царство отвечает всем необходимым критериям такового. Для этого во всей Своей славе должен явиться Царь, должна быть явлена преданность Царству его верноподданных, а также требуется расширение владений Царства даже "до краёв земли", видимое грандиозное низвержение притеснителей и физическое уничтожение злодеев. Всё это должно произойти, чтобы Царство было провозглашено во всей полноте.

Теперь позвольте мне задать вам один вопрос: как тайное восхищение, ставшее почти неотъемлемой частью протестантской эсхатологии, согласуется с приходом Царства? Как может явиться Царство, когда его граждане исчезли? Как же они смогут своими глазами увидеть восстановление справедливости и правосудия будучи восхищенными, в то время как нечестивые остаются полными сил?

Я больше не стану задавать вопросов и критиковать своих друзей за то, что они верят в то, во что верят. Скажу лишь, что позиция адвентистов по поводу восхищения после установления Царства больше соответствует Слову Божьему и Царству Божьему. В адвентистском понимании, святые не берутся спешно и тайно из враждебного и несчастного мира, погибающего в своих бедах. Это не тайное бегство — победители так не уходят. Божий народ торжествует, находясь на земле, в то время как Царство обретает своё физическое измерение, когда нечестивцы и мучители получают возмездие и уничтожаются на глазах у святых Божьих. Это — Царство!

И что бы ни было дальше, после прихода этого Царства — всё хорошо, и ничего уже не зависит от нас. Пусть Бог решит, поселит ли Он народ Свой в жилищах земных или же возьмёт, как обещал Иисус, во многие обители дома Отца (Иоан.14:2). Я доверяю Ему в этом вопросе.

Итак, давайте ещё раз коротко пройдёмся по основным критериям, определяющим Царство. Оно требует видимого явления Царя, который у нас есть со Вторым пришествием. Мы не будем искать Иисуса ни в "потаённых комнатах", ни в царских дворцах или величественных храмах. Его пришествие будет явным, как молния. Относительно того, коснётся Он земли или нет, я недавно написал отдельную статью об этом, которую опубликовал в соцсетях. Надеюсь, вы сможете найти и прочитать её.

Царство также предусматривает присутствие подданных, когда придёт Царь. Видимое, осязаемое Царство требует также возвышения достойных («и разумные будут сиять, как светила на тверди» Дан 12:3) и унижения нечестивых. Мы всегда должны проверять, насколько наше богословие соответствует библейскому пониманию Царства.

И ещё кратко напишу о том, о чём мне известно и с чем, надеюсь, согласятся и мои оппоненты… Я верю в Третье, Тысячелетнее пришествие Иисуса Христа. В то время как при Втором пришествии Он явится, прежде всего, как Судья, Его Тысячелетнее пришествие представит Иисуса Царём. Именно в это время "престол Бога и Агнца будет в нём" (Откр.22:3), а не раньше. Вся слава, явившаяся следствием соединения Неба и земли, все неописуемые благословения, которые текут из Нового Иерусалима, сходящего на землю в конце Тысячелетнего царства (и все должны согласиться, что это происходит именно в конце Тысячелетия), — всё это является результатом Тысячелетнего пришествия. Потому что на этот раз Иисус грядёт как Царь.

Заметьте ещё, что во всех трёх пришествиях Иисус приходит как Священник, как Судья и как Царь — но каждый раз с разными акцентами, с разной степенью участия этих характеристик. Первое пришествие, как мы говорили, характеризовалось акцентом на Священство Иисуса, при этом также явно были провозглашены Его полномочия как Судьи и Царя. Второе пришествие познакомит нас с Иисусом-Судьёй, где также подтверждается Его Священническая и Царская миссия. Наконец, когда Христос придёт на землю в конце Тысячелетнего царства, Он явится, прежде всего, как Царь. Безусловно, Он ещё раз проявит Себя как Судья, когда воскресшие нечестивые будут получать своё наказание. И снова напомнит нам о Своём священническом служении, давшем нам жизнь и спасение, Иисус. Который навечно остался в Своём человеческом теле, поэтому Он вовек будет почитаем также и как Агнец Божий.

Надеюсь, эти простые соображения помогут нам наладить продуктивный диалог с теми, кто по-другому понимает Тысячелетнее Царство. Опять же, мы не будем рассуждать о природе этого Царства. Но мы предполагаем, что наше богословие не будет игнорировать библейское понимание Царства и образа Второго и Тысячелетнего пришествий Христа. И, конечно же, я надеюсь, что мои друзья-протестанты рассмотрят динамику событий, происходящих после 1000-летнего периода — пришествие и пребывание Иисуса на земле, а также сошествие на землю Небесного Иерусалима и пребывание последнего на ней. Есть ли в вашем понимании место событиям, рассматриваемым заключительными главами книги Откровения? Если нет, давайте подумаем, почему?

Хорошо, я действительно не хотел писать такой длинный комментарий к одной из самых коротких глав Исаии. Однако я счёл, что лучше всё-таки изложить свою позицию сейчас и заодно протянуть дружескую руку для совместного обсуждения всем моим друзьям, а не только адвентистам седьмого дня. В наших следующих комментариях мы продолжим исследование повествования Исаии.

* * *










Содержание:

Яндекс.Метрика