Святая Русь (серия блогов)

Площадь перед собором святого Петра. Ватикан и Иерусалим



9. Иерусалим и Вавилон



Интересно, что в то время как Русь, посредством архитектуры, делала заявку на то, что она является Новым Иерусалимом – то есть городом мира, страной, противостоящей языческому Вавилону, Западное христианство проходило обратный путь и делало обратные заявления – хотя тоже видимым образом связанные со светом и с Востоком. Но эти заявления делались не в форме подражания Иерусалиму, но в форме подражания другому известному городу – Вавилону.

К примеру, архитектурные ансамбли Рима – это громкая, хотя и безгласная заявка на свою преемственность от Вавилона. Подлинное искусство архитектуры состоит в том, чтобы одновременно и явить нечто, и нечто утаить. Архитектура Рима содержит много тайных символов и знаков.

К примеру, широкая прямая улица — Виа делла Кончилиационе - вливающаяся в площадь у собора Святого Петра, вместе с площадью и стоящим посередине нее египетским обелиском образует одну прямую линию длиной около километра. Улица и площадь находятся на прямом векторе восток–запад. Когда в XV и XVI веках планировали постройку собора и новой площади, весь холм уже был застроен дворцами пап и кардиналов, особняками приближенных лиц, храмами и служебными постройками. Кардиналы, входившие в комиссию по строительству, уже тогда настаивали на том, что все здания между Борго Нуово и Борго Веччио должны быть снесены, чтобы ничто не препятствовало лучам солнца на рассвете падать на возведенный здесь обелиск. Но осуществление этого плана требовало больших средств, а церковь в ту пору переживала большой кризис, и план пришлось отложить на четыре столетия.

Заключая в 1929 году Латеранские соглашения, папа Пий XI и Муссолини договорились о том, что будут помогать и поддерживать друг друга. И оба сдержали свое слово. Папа сделал все, чтобы укрепить режим Муссолини, а Муссолини признал в том же году суверенитет Ватикана. 29 октября 1936 года Муссолини приступил к осуществлению проекта по сносу целого квартала — он сам нанес первый символический удар кувалдой. Ломали целый год — ломали дворцы, среди них знаменитый особняк Борджиа, древние храмы, памятники архитектуры. Для чего? Чтобы первые лучи восходящего солнца сразу же падали на стоящий посреди площади языческий египетский обелиск.

Обелиск — это мужской символ, фаллос. Слово буквально означает «пенис Ваала», или «пенис Солнца». Иезуитский ученый Афанасий Кирхер в своей книге «Обелискус Памфилиус» пишет об этом. Солнце и луна, день и ночь, мужское и женское начала — все это придавало древней Вавилонской религии ее притягательность, динамизм, скрытый эротизм. И, конечно же, апофеозом этой религии было слияние мужского и женского начал.

Обелиски в древнем мире, с подачи не то языческого Египта, не то языческого Вавилона, ставили перед языческими храмами таким образом, чтобы утром при восходе солнца тень обелиска падала прямо на центральную дверь храма. Это символизировало половой акт между мужским и женским началами. Такой языческий символизм вряд ли хорошо совмещается с заявками христианства.

Если внимательно посмотреть на площадь перед собором Святого Петра можно еще многое заметить. Например, что она как бы прорезана широкими линиями - разделена на секторы. Но это — не солнечные часы. Площадь выполнена в форме так называемого солнечного колеса: с прямыми линиями-спицами, расходящимися из центра. Четыре двойные линии делят ее на восемь секторов — самый базовый, традиционный вариант солнечного колеса.

Солнечное колесо является древним символом солнца. Аполлон катался на колеснице. Ассирийский бог солнца изображался в виде солнечного колеса. Греческий Гелиос всегда восседал в колеснице. Сол Инвиктус — Солнце Непобедимое; Митра изображался скачущим на колеснице на римских монетах. Ведический Сурья, индийский бог солнца, восседал в колеснице, запряженной семеркой лошадей. В буддизме и индуизме колеса солнца занимают самые видные и почетные места в храмах. Даже египетский бог солнца Атон изображался в форме солнечного колеса.

Для язычника вполне естественно поклоняться солнцу. Культ солнца был распространен и среди наших предков – древних славян. Но в славянском варианте заметны явные попытки «крестить» древние предрассудки, чтобы они стушевались от яркого света христианской веры – подлинного света с Востока. В случае же с Римом заметна противоположная тенденция – это овавилонивание, оязычивание христианства. Неудивительно поэтому, что Русь всегда скептически относилась к «Первому Риму» считая его отступившим от основ истинного христианства. Западное христианство шло от Христа к солнцу, в то время как русское христианство шло от солнца ко Христу – подлинному свету от Востока.

* * *








Содержание:

Яндекс.Метрика