Святая Русь (серия блогов)

Хоровод на Руси



8. Москва - Новый Иерусалим



«Ибо не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; о тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.» (Рим 2:28-29)



Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Сергей Есенин

А вы знаете, что такое «корогород»? Это старое русское слово, означающее хоровод. Откуда взялся на Руси хоровод? Вообще-то хоровод сохранился на Руси еще с языческих времен. На Руси было много видов хоровода – иногда это была настоящая сложная игра. И часто это было приурочено к тем или иным сезонам природы, к солнцестоянию, например. Ведь до христианства русские люди поклонялись разным силам природы, которые отождествлялись с различными божествами.

Но танцующим в хороводе сегодня хочется сказать: танцуйте на здоровье, никакого язычества в самом хороводе нет. Даже царь Давид танцевал. В Священном Писании есть много призывов славить Бога в танцах, в хороводах. Взять, к примеру, книгу пророка Иеремия 31 главу:

Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева, снова будешь украшаться тимпанами твоими и выходить в хороводе веселящихся; Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе; и изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их.

Евреи и до сих пор лихо танцуют в хороводах. И так похож их танец на наш русский хоровод! Вообще, у русского народа очень много сходств с народом еврейским. В древности, особенно после падения монголо-татарского ига, Русь, или Святая Русь, как ее называли, осознала себя новым Иерусалимом, или Новой Палестиной. А излюбленным географическим местом в духовных стихах Святой Руси является Иерусалим.

Ещё в XI веке митрополит Иларион Киевский писал в «Слове о законе и благодати»: «Христианская Русь — Новый Израиль». Святой князь Владимир в "Слове о законе и благодати" митрополита Иллариона назван "вторым Моисеем", а Киевская Русь "новым избранным народом, Русской землей". Многие наши соотечественники всегда мечтали попасть в Израиль, посмотреть на Святую землю. Но то денег нет, то времени, а чаще – и того и другого. Но на самом деле для этого не нужны большие деньги, да и ехать совсем недалеко. Ведь Новый Иерусалим есть у нас в Москве.

Посмотрите, хотя бы, на собор Покрова Святой Богородицу, что на рву – или собор Василия Блаженного, как его называют сейчас. А изначально его называли Иерусалимом. Этот собор состоит из множества маленьких соборов, каждый из которых представляет святые места, святые церкви в Иерусалиме. Так что вместе они – русский Иерусалим. В миниатюре, конечно, в духовном смысле. И в то время как ученые до сих пор ломают голову над тем, как можно было построить такой собор без специальной техники, без чертежей, в рекордно короткие сроки, идеологическая значимость строительства этого собора вполне очевидна. Русь отныне становилась, в сознании ее граждан, Богом избранной страной, а Москва делалась столицей мира – Иерусалимом.

В то же самое время Красная площадь приобрела значение Нового Иерусалима – то есть как бы храма без стен (под открытым небом), вторя Апокалипсису, где Иоанн Богослов говорит, что "храма не видел у них" (у жителей Иерусалима Небесного), ибо храм для них - Сам Господь Бог и Агнец (то есть Христос).

И это далеко не единственная параллель с Апокалипсисом, найденная в Москве. В Замоскворечье напротив Кремля в XVII веке устроили 144 фонтана - во образ 144 тысяч праведников из Откровения Иоанна Богослова. Далее, книга Откровения, как известно, не дает точного описания "Иерусалима Нового", зато в подробностях сообщает об устройстве его стен. "Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот... с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот". Стена Горнего Иерусалима высотой "во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела" (Откр.21:12-13,17).

Построить в Москве стены высотой в 144 локтя не могли. Но Спасскую башню Кремля возвели высотой именно в 144 локтя. Наконец, самым замечательным в этом плане явились в Москве стены Белого города и Скородома (второго, более широкого крепостного ограждения столицы). Они были завершены в конце XVI века при Федоре Иоанновиче. Как оказалось, стена Белого города вместе с входившими в нее южными стенами Кремля и Китай-города имела 12 ворот, по трое на каждую сторону света, и стена Скородома имела то же число ворот, по трое на каждую сторону.

Кроме того, в Откровении Иоанна Богослова сказано, что небесный град "расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта" (Откр.21:16). Кольцевые укрепления Москвы не являются квадратами в плане, но длина оси Скородома север-юг- 4 километра 800 метров, а длина оси восток-запад - 4 километра 700 метров, практически равносторонний крест, мысленный квадрат, как бы вписанный в круг. Ибо следует заметить, что к этому времени общая градостроительная композиция Москвы достигает полного круга - символа вечности.

Кто-то может задаться вопросом: но зачем это было нужно? В предыдущих главах мы говорили о том, что с принятием христианства самовосприятие Руси изменилось. Русь стала Святой Русью – опять-таки не в смысле повсеместной святости всех людей, но в смысле отделенности для служения Богу, для какой-то особой цели, миссии – о которой думали, которую неизменно искали наши предки.

* * *








Содержание:

Яндекс.Метрика