Святая Русь (серия блогов)

Поклонные горы России



7. Свет и тьма



Посетите Мамаев курган (возвышенность на правом берегу реки Волги в Центральном районе города Волгограда). Во время Сталинградской битвы здесь происходили ожесточённые бои, начиная с сентября 1942 года и заканчивая январем 1943 года. Сегодня Мамаев курган известен в первую очередь памятником-ансамблем «Героям Сталинградской битвы» с главным монументом «Родина-мать зовет!».

Но своё название легендарный Мамаев курган получил еще во времена Золотой Орды. На его вершине были когда-то ордынские сторожевые дозоры. Застава была учреждена темником Мамаем. Темник – это воинское звания тумэнбаши в Золотой Орде. Монголо-татарский темник командовал тьмой – то есть по крайней мере десятью тысячами опытных воинов. Некоторые темники, в том числе Мамай, очень отличились в боях и стяжали великую воинскую славу.

Но что может сделать тьма, и даже тьма тем - против света? Тьма, как бы ни могущественна она была, не смогла покрыть собою русскую землю – землю света, землю Царей от Восходя солнечного. Свет с Востока превозмог тьму.

Существует легенда, согласно которой Мамай захоронен на кургане, названном в его честь, с сокровищами и в золотых доспехах. Но гробница так и не была найдена. Да это и не важно. Важно, что тьма нашла себе могилу, вторгнувшись в землю света.

Посетите Поклонную гору в Москве. Знаете ли вы, почему эта гора называется поклонной? В честь памяти о погибших? Не только. Дело в том, что с принятием христианства Русь стала мыслить себя как Новый Иерусалим – о чем мы поговорим в следующей главе. Древнерусские христианские города моделировались по историческому палестинскому Иерусалиму. "Поклонные" горы были у Киева, Владимира, Новгорода, Москвы и почти у всех крупных русских городов и монастырей. Это явная параллель "поклонной" горе близ Иерусалима, которая в одном из наших древнейших письменных источников начала XII века описана следующим образом:

"...И есть там пологая гора близ дороги, на расстоянии примерно версты от Иерусалима, - на той горе ссаживаются с коней все люди и кладут там крестные поклоны, и поклоняются святому Воскресению при виде Иерусалима..."

"Поклонные" горы вблизи русских городов - это тоже возвышенности, с которых путникам впервые открывалась панорама города и где они также, слезая с коней и повозок, молились и поклонялись городу, который воспринимался людьми не просто как жилой центр, центр торговли и ремесла, но как святыня, святой город, подобно Иерусалиму. Ведь если в городе живут верующие люди – над городом раскинут покров благодати Божией.

Та цена, которую Русь уплатила, погребя в себе орды захватчиков – в войне с монголо-татарами, позднее со шведами, с французами, с немцами – эта цена не может быть выражена ни в каких цифрах. Победа Руси была в первую очередь моральная, а потом уже - воинская. Русь, на которую эти несчастья свалились (по признанию современников этих несчастий – за то, что она отвернулась от Бога) в годину несчастья, как это часто бывает, снова повернулась к Богу. И это дало ей силы поглотить все силы захватчиков, а потом выплюнуть их туда, откуда они пришли.

«Святая Русь! Отечество! Я твой!» - воскликнул некогда Александр Сергеевич. Согласно взгляду Пушкина, идея Святой Руси есть идея незаметного жертвенного спасения. Эта идея имеет высокое духовное происхождение. Она является народной проекцией на себя христианской избранности и составляет органичную часть русской ментальности. Пушкин оценивал его активную спасительную роль как духовную миссию, по его словам - «особое служение задачам европейски-христианской культуры».

В отличие от лже-мессий, от амбициозных государств или личностей – таких как Батый, Наполеон, Гитлер и другие – Россия не стремилась ни к захвату мира, ни к насаждению какой-то доминирующей идеологии – ну, если не считать страшный (для россиян, в первую очередь) большевистский период.

Действительно, освободившись от монголо-татарского нашествия, Русь не пыталась навязать бывшим захватчикам своей религии. Многочисленные племена остались жить на громадных территориях Руси и исповедовать свою веру. Это в корне отличается, скажем, от попыток современной Орды – современного террористического исламского государства – навязать свою религию и свой образ жизни всем остальным.

Всякая идея непременно должна пройти практическую проверку – проверку историей. Самосознание русского народа не является иллюзией, оно выверено, выстрадано историей. В первый раз это произошло во времена татаро-монгольского нашествия. Не будь перед захватчиками бескрайних российских просторов, они затопили бы всю Европу. И уже с первых страниц русской истории перед нами начинает разворачиваться захватывающая дух картина. Русь, Россия – вольно, или скорее невольно, стоит на пути тех, кто стремится подчинить себе мир, превратить его в некое сверх- или над-государство, выкроенное по образцу тех или иных религиозных, политических или личных амбиций.

Свет человеколюбивой веры, зажженный когда-то на Востоке, хоть и потускнел было под тучей вражьих стрел, но все же не померк совсем. И не дал померкнуть свету этой веры и в других уголках нашего прекрасного, удивительного, многообразного, многополярного мира.

* * *








Содержание:

Яндекс.Метрика