Святая Русь (серия блогов)

Татаро-монголы. Чингиз хан



6. Нашествие и Исламское государство



Имя человека, ставшего во главе объединенных племен, носивших название монголов, было Темучин. В 1206 году на большом собрании монгольской знати Темучин был провозглашен императором. Его стали называть Чингисханом. Считается, что это имя означает «океан-хан», то есть хан, власть которого безбрежна, как океан. Он считал себя ханом всех народов, избранным "Вечным небом". Отказ любого народа признать его власть рассматривался как неповиновение, которое следовало подавить силой.

Первый крупный поход Чингисхана был направлен на восток – на завоевание северного Китая. Поход оказался успешным. В Китае Чингисхан захватил огромнейшую добычу. Заняв Среднюю Азию и восточные области Ирана, Чингисхан дошел до реки Инда. Одновременно его армии пройдя Кавказ, ворвались в южнорусские степи и разбив русских князей, одержали на реке Калке первую победу над русскими. В Передней Азии монгольские отряды доходили до Средиземного моря.

Чингиз Хан с наибольшей симпатией и предпочтением смотрел на религию Ислам. Ведь многие приближенные из его окружения соблюдали эту веру и были мусульманами. Его близкий друг и визирь по имени Махмуд Ялавач был мусульманином. Этого человека Чингиз назначил своим наместником, баскаком в Китай. Хотя в религиозном отношении монголы представляли собой пеструю картину, в ходе их завоеваний основная масса монгольских племен, продвинувшихся на Запад, постепенно переходила в ислам. В конце XIII века Ислам был признан государственной религией монгольского государства иль-ханов.

Еще более грозными, особенно для Европы, были походы Батыя – внука Чингисхана. Завоевав ряд русских княжеств, он обрушился на Венгрию, Польшу и Германию. Монгольская Золотая Орда на Волге, принадлежавшая древнему дому Джучи, тоже стала мусульманской, и в результате ислам быстро распространился по степям Руси и Средней Азии.

Установление ига стало возможным в результате монгольского нашествия на Русь в 1237—1242 годах; иго устанавливалось в течение двух десятилетий после нашествия, в том числе и в не разорённых землях. В Северо-Восточной Руси оно длилось до второй половины пятнадцатого века, когда великий князь московский Иван III в 1472 разбил татар, отказался уплачивать дань хану, и вступил в переговоры с Крымом. Согласно традиционной российской историографии, после безуспешного похода хана Большой Орды Ахмата и так называемого «Стояния на Угре» в 1480 году монголо-татарское иго было полностью устранено. Сегодня трудно представить, что сталось бы с миром, с христианским миром в первую очередь, если бы монголо-татары не застряли на Руси.

Стоит вспомнить, что представляла собой европейская цивилизация в 1453 году. Именно в это время турки взяли Константинополь, и великая Византийская империя навсегда исчезла. С каждым годом европейско-христианский мир терял огромные территории. Все города восточного и южного побережья Средиземного моря – некогда христианские - были покорены арабами и турками.

А ведь когда-то эти города — Пергам, Смирна, Эфес, Милет, Таре, Антиохия, Тир, Пальмира, Цезарея, Александрия, Кирена, Триполи, Карфаген — являлись очагами христианского мира, блестящими образцами греко-римской цивилизации. Но к 1453 году от этой цивилизации остались лишь руины.

Так же и все побережье Черного моря, одно время являвшееся главнейшим центром европейской цивилизации, оказалось под татаро-монголами и турками. Грузия и Армения были разделены между турками и персами. Турки же захватили Грецию и почти всех славян на Балканах.

Арабские войска оккупировали Сицилию и южную Испанию, турецкие войска двигались на север по Дунаю, угрожая Вене. Огромные орды монголо-татаров грозили закончить дело Единого Мирового порядка. Мир, по всем расчетам, должен был превратиться в одно безграничное Исламское государство.

Что стало бы с миром, в первую очередь с христианской цивилизацией, если бы орды монголо-татар не застряли на Руси – трудно даже представить. В Европе сегодня слышна была бы совсем другая речь – которая, впрочем, и так все чаще там слышится. Вместо кафедральных соборов, Кельнского, Нотр Дам, Святого Петра и других – стояли бы минареты, с которых голос муллы призывал бы верных к молитве. Давно были бы отрублены головы всех неверных, в том числе христиан. Не было бы так называемой свободной Америки. Не было бы многообразия культур. А Исламское государство, которое сегодня наводит ужас на весь мир, давно было бы единственной и повсеместной реалией.

Александр Блок так писал, предупреждая Европу о грозящей ей опасности, и о той роли, которую традиционно играла Россия:

Мы широко по дебрям и лесам

Перед Европою пригожей

Расступимся!

Мы обернемся к вам

Своею азиатской рожей!

Идите все, идите на Урал!

Мы очищаем место бою

Стальных машин, где дышит интеграл,

С монгольской дикою ордою!

Но сами мы — отныне — вам — не щит,

Отныне в бой не вступим сами!

Мы поглядим, как смертный бой кипит,

Своими узкими глазами!

Не сдвинемся, когда свирепый Гунн

В карманах трупов будет шарить,

Жечь города, и в церковь гнать табун,

И мясо белых братьев жарить!..

По счастью этого не произошло. Русь не расступилась перед ордами захватчиков, идущих покорять мир. Бог не допустил такого хода вещей. Хотя Европа, похоже, так никогда и не оценила той услуги, которую ей оказали. И не поняла, и не слышала, может, об этом.

Самые первые попытки установления Единого (Нового) Мирового Порядка застряли в северных болотах России. И дело, конечно, не в трех богатырях, давших отпор Орде. Дело – во всенародном покаянии, сплочении и повороте к Богу.

Стих «Михаил и Федор Черниговские» начинается с плача по Святой Руси: разоряются храмы Божии, «церкви Святой Руси погибают». Бог увидел, что «Русь Святая уже погибает» и послал Михаила и Федора, чтобы «избавили они Святую Русь, на краю гибели стоявшу». В этих стихах соединилось несколько представлений, связанных со святостью: о святости места, города, княжества, страны и человека, князя, правителя, святого защитника святого места.

Нашествие воспринималось русскими людьми в первую очередь как наказание Божие. Повесть временных лет говорит о том времени: «Словом называемся христианами, а на самом деле живем, точно поганые». Без веры христианской Русь теряла право именоваться светлой или Святой:

И наслал Бог на них Казни лютые, Казни лютые, смертоносные: Он наслал-то на Святую Русь Нечестивых людей…

Восприятие народом татаро-монгольского нашествия было таково, что Святая Русь не имеет никаких привилегий перед Богом; за грехи и отступление от Бога она может быть наказана и наказана жестоко.

* * *








Содержание:

Яндекс.Метрика