Святая Русь (серия блогов)

Арабские завоевания. Конец Византийской империи



5. Слово о погибели...



«Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». 1 Петра 2:9.



«О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!»

Как прекрасно звучат эти слова, написанные еще в XIII веке! И как отрезвляюще страшно звучит название этого произведения: «Слово о погибели земли Русской».

К XIII веку Святая Русь была в Киевском, во Владимиро-Суздальском, в Новгородском, во многих сильных удельных княжествах, таких как Галицкое, Полоцкое, Черниговское, Тверское или Рязанское. Особое и самобытное звучание приобретает тема Святой Руси в небольшом песенном шедевре «Туры златорогие». Сюжет ее таков: в ответ на вопрос, заданный неизвестным, туры рассказывают, что они ходили на Святую Русь, там они видели, как из башни выходила красна девица и закапывала в землю Евангелие; голос же раскрывает им истинный смысл виденного — то была не башня, а церковь соборная, не красна девица, а «запрестольная Богородица», не Евангелие, а сама вера христианская. Богородица оплакивала веру:

Не бывать тебе, вера, да на Святой Руси, Не видать тебе, вера, свету белого, Свету белого да солнца красного… (Песни 1986:43)

Эта баллада написана в форме предсказания монголо-татарского нашествия, которое во многих произведениях древнерусской литературы, в том числе в летописях, изображалось не просто как захват земли, страны, богатства, как стремление поработить народ, но прежде всего, как попытка уничтожить веру христианскую, а следовательно — Святую Русь.

Но давайте на несколько минут приподнимемся над временем, приподнимемся над Святой Русью, как именовали люди страну нашу в те времена, и посмотрим – откуда же пришла эта туча, и что она несла Руси и миру.

В 622-ом году где-то на краю земли, в Аравийской пустыне, о которой и не слыхал тогда никто в Европе, произошло незначительное с виду событие, которое, тем не менее, навсегда изменило мир и полностью перекроило карту мира. 16-го июля 622-го года арабский купец, мыслитель и, как полагают, пророк - Мухаммед переселился из Мекки в Медину, куда к тому времени уже перебралась значительная часть его последователей - мусульман. Этот день стал отправной точку новой эры, от которой и ведет счет Исламский календарь. Этот же день может считаться первым днем первого исламского государства.

Об Ишмаэле, сыне Авраама от рабыни Агарь, и о его потомках, кочевниках, "детях пустыни" в Библии изречено такое пророчество: «он будет [между] людьми, [как] дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих» (книга Бытия 6:12). Мусульманские завоевания начались уже при жизни основателя ислама Мухаммада основавшего исламское государство в Аравии, которое за одно столетие захватило многие страны вне Аравии.

Арабы завоевали огромные территории в Азии, Африке и Европе: страны Ближнего Востока, Среднюю Азию, северо-западную Индию, Северную Африку, Испанию, Южную Италию, Сицилию, Мальту, Родос, Крит. Под натиском арабских завоевателей рухнула огромная Сасанидская империя в Иране. Под их ударами пали государство Гассанидов, Королевство вестготов, Кавказская Албания, Хорезм, Согд и Синд. Ромейская Византийская империя потеряла Египет, Сирию, Месопотамию, Крит, Мальту, Сицилию, Родос, Эгриси и Святую Землю. Во время войн против франков арабы дошли до Пуатье, в войнах с хазарами достигли «Славянской реки» (видимо Дона , Волги , или Днепра).

Быстрые успехи ислама в первом столетии его существования грозили серьёзной опасностью самому существованию европейского христианства. Победы Льва Исавра и Карла Мартелла остановили арабскую экспансию в Европу, но ненадолго. В XI веке ислам принимают турки, и возникает самая страшная сила мусульманского мира – Оттоманская империя.

Именно эта грозная сила положила конец Византийской христианской империи. Новые силы присоединялись к исламу непрестанно, новые земли завоевывались так быстро, что их тяжело было учитывать. Мир окунулся в пучину войн, целью которых, по однозначному и ясному пониманию захватчиков, было покорение всего мира под знамя Ислама и установление Единого Исламского государства.

* * *








Содержание:

Яндекс.Метрика