Святая Русь (серия блогов)

Херсонес Таврический. Крым



3. Херсонес и Поворотный момент



Херсонес почти всегда был независимым, гордым городом, который пытались покорить византийцы, печенеги, половцы и другие кочевые племена. После каждого набега город укреплял свои стены, продолжал жить, пополнял запасы пресной воды, налаживал быт. Но самое главное событие, которое здесь состоялось – это крещение князя Владимира.

Странным может показаться выбор князем Владимиром места для столь важного события. Почему, к примеру, не пригласить священников в Киев? Или почему не доехать до Царьграда, или Константинополя – места резиденции Византийского патриарха? Зачем завоевывать город, который и так был, в сущности, про-славянский? Ведь в нем действительно жило много славян. Зачем было захватывать город, чтобы принять в нем крещение?

У Владимира могли быть разные причины для такого выбора. Например, причины экономического плана. После захвата Херсонеса князем Владимиром, Византия заключила с Русью равноправный союз. Херсонесу, служившему посредником в их торговле, этот союз был тоже очень выгоден. Отсюда в Малую Азию и Византию отправлялись продукты сельского хозяйства и животноводства; из южных стран в Херсонес и далее, на север, везли оружие, ткани, масло.

Но могли у князя Владимира быть и более глубокие причины. Он не мог не знать греческих законов и порядков, в том числе церковных. Ведь если бы он принял крещение, скажем, в Царьграде, то его княжество автоматически переходило бы не только в юрисдикцию Византийских патриархов – чего на самом деле, как полагают многие исследователи, не произошло до начала 11-го века, но и под юрисдикцию Византийского императора, или Василиска.

Русь непременно сделалась бы вассалом Византии – свяжи князь Владимир себя с Византией официальными узами. Но этого не происходит. Князь выбирает город, духовенство и управление которого никогда бы не осмелилось «взять шефство» над князем Владимиром и его княжеством. Можно заключить, что в действиях князя Владимира заметно стремление оставаться несколько в стороне от властных притязаний Византии. Он не хотел быть вассалом Византии – но быть наравне с ней.

Владимир был не первым из великих мира сего, кто сделал такой дипломатичный шаг. К примеру, Карл Великий, во время своей коронации в канун Рождества 800-го года, чтобы не ставить себя под каблук Папы Римского (которого он, кстати, перед этим вытащил из серьезных неприятностей), по преданию взял корону из рук Папы Льва Третьего и сам возложил себе на голову. Позднее также поступит и Наполеон.

Вернемся к вопросу о Русской Идее, формирование которой, безусловно, связано в первую очередь с принятием на Руси христианства. Наверное, все согласятся с тем, что, говоря о Святой Руси мы говорим о Руси, несущей свет. Ведь слова «святой» и «светлый» в народном сознании, судя по фольклору, чаще всего употребляются как синонимы. Как сказал А. С. Хомяков именно христианство сформировало «те исконно русские начала, тот «русский дух», который создал русскую землю в ее бесконечном объеме».

Итак, в 988 году Русь официально приняла христианство. Это событие имеет громадное значение не только для России, но и для судеб Европы, да и всего мира. С Востока должно было воссиять свету. И свет воссиял. И выражение «Свет с Востока», помимо своего главного, духовного смысла, отныне имело за собой вполне ощутимую геополитическую реальность.

* * *








Содержание:

Яндекс.Метрика