Святая Русь (серия блогов)

Восстание декабристов на Сенатской площади



23. Западники и Славянофилы



События войны 1812 года и последующие заграничные походы русской армии оказали значительное влияние на все стороны жизни Российской империи и на все слои общества. С этого времени понятие «народность» прочно входит в русскую литературу и общественную мысль. Открылась дверь к непосредственному общению между Западом и Россией. В процессе этого общения образовались, как известно, две партии: славянофилы и западники.

Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни.

Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития Европейской культуры. Представители этой тенденции считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь.

Отличались славянофилы от западников не отрицанием Европейского пути развития как такового, а лишь отношением к тем рационалистическим и по сути безбожным тенденциям, что захлестнули тогдашнюю Европу и привела Франции к революции. В глубине славянофильского сознания жила мечта, что христианская Россия, быть может, со временем поможет средневековому Западу в его борьбе против атеистического гуманизма. Родившаяся в славянофильских кругах религиозная тема об отношении России к Западу красною, непрерывной нитью проходит через всю русскую историософию как XIX, так и XX века.

С другой стороны, западники видели в Европе, и в особенности во Французской революции, живой пример для подражания. В 1817 году, за сто лет до большевистской Октябрьской революции, декабрист Пестель написал устав Союза спасения или Союза истинных и верных сынов отечества. Западники не просто стремились поставить Россию на западные рельсы, но и обогнать Европу, двигаясь в том направлении, которое задавал просвещенный гуманизм.

14 декабря 1825-го на Сенатской площади в Санкт Петербурге произошло восстание так называемых декабристов. В этот день офицеры — члены тайного общества ещё затемно были в казармах и вели агитацию среди солдат. К 11 часам утра 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь офицеры-декабристы вывели около 800 солдат Московского лейб-гвардии полка; позже к ним присоединились части 2-го батальона Гренадерского полка и матросы Гвардейского морского экипажа в количестве не менее 2350 человек. Восставшие войска должны были занять Зимний дворец и Петропавловскую крепость. Царскую семью планировалось арестовать и, при определённых обстоятельствах, убить. Для руководства восстанием был избран диктатор — князь Сергей Трубецкой. После этого планировалось потребовать от Сената опубликовать всенародный Манифест, в котором провозглашалось бы «уничтожение бывшего правления» и учреждение Временного революционного правительства.

В результате подавления восстания погибло несколько сотен человек – по тем временам, не ведавшим еще ужасы большевизма – огромные цифры. Пятерым вынесен и приведён в исполнение смертный приговор. Это К. Ф. Рылеев, П. И. Пестель, П. Г. Каховский М. П. Бестужев-Рюмин, С. И. Муравьёв-Апостол. 120 человек были сосланы на каторгу в Сибирь или на поселение.

Это восстание было первым звонком к той кровавой пьесе, которая по-настоящему начнет разворачиваться в 1917-ом году. Но все же нельзя отказать участникам восстания декабристов в благородстве и в искреннем желании сделать что-то хорошее для своего отечество – так, как они это лучшее понимали.

Как мы заметили, декабристы были из числа тех, кого принято называть «западниками». Их восстание было крайним, радикальным выражением идей западничества. Более умеренную идеологию западников поддерживали такие авторитетные мыслители и общественные деятели как В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен. Их идеи состояли в том, что Россия должна, с определенными условиями и поправками, стать на западный путь развития.

Но, конечно, не все с этим были согласны, да и четкой границы между западниками и славянофилами не всегда возможно установить – ведь и славянофилы призывали многому учиться у Запада. Так что говоря о западниках и славянофилах мы имеем ввиду два полюса принципиальных расхождений, между которыми пролегала и значительная территория сходств. И граница между этими лагерями не была непроходимой.

О, дорожи своим залогом!

Блюди тобой избранный путь,

И пред людьми и перед Богом,

Святая Русь, – святою будь!

Так писал русский поэт, дипломат, действительный статский советник, генерал-майор князь Петр Вяземский. В своей молодости он сочувственно относился к идеям декабристов и воспринял разгром восстания 14 декабря 1825 г. как личную трагедию. Но впоследствии он изменил свои взгляды, и резко осуждал и декабристов, и сочувствующих им.

Пример князя Вяземского может рассматриваться как весьма характерный для русской интеллигенции девятнадцатого века – это разворот от западничества к славянофильству. Кстати, славянофильство не подразумевает неприязнь к Западу. Сам князь Вяземский прожил годы своей жизни в различных странах Европы. Посвятил множество стихотворений европейским городам - Венеции, Берлину, Виченце, Вероне,Женеве, Флоренции, Дрездену, Праге, Карлсбаду, Ницце, Вене, и умер в Германии.

Своею главной задачей славянофилы видели поиск места культуры русского народа в системе культур Запада и Востока. В ответ на нигилизм Чаадаева и космополитизм западников славянофилы утверждали, что русская история, социальные структуры, быт, национальное сознание, т. е. вся культура, не должны перестраиваться под чуждые им западные модели. На 30-е и начало 40-х годов падает становление политической и философско-социологической теории старших представителей славянофильства — А. С. Хомякова и И. В. Киреевского, заложивших основы этого учения.

* * *








Содержание:

Яндекс.Метрика