Святая Русь (серия блогов)

Торжество христианства над исламом. Гравюра Петра 1



21. Россия Петра на международных путях



В Амстердамском музее хранится уникальный экспонат – это единственная гравюра, сделанная руками Петра I. Находясь в Амстердаме, Петр I пробовал учиться еще и гравировальному искусству. Его учителем стал Адриан Шхонебек. Текст на голландском языке, помещенный в левом нижнем углу гравюры (на репродукции надпись не видна), гласит в переводе следующее: «Петр Алексеевич, великий царь русский, награвировал это иглою и крепкою водкою, под смотрением Адриана Шхонебека, в Амстердаме, в 1698 г., в спальне своей квартиры, на верфи Остиндской компании».

На гравюре, выполненной царем, в аллегорической форме изображается торжество христианства над мусульманством: ангел с крестом и пальмовой ветвью в руках попирает мусульманский полумесяц, турецкие бунчуки и знамена.

Изображение интересно не мастерством исполнения, которого не могло быть у человека, впервые взявшегося за гравировальные инструменты. Гравюра важна для характеристики Петра Алексеевича. Из сюжета произведения видно, что он не оставлял мысль о главном призвании его страны – противостоять нападкам на христианство. И если в свое время патриарх Никон обращался к грекам, чтобы сплотить мир вокруг Руси с тем, чтобы отвоевать Константинополь и противостоять туркам, то теперь Петр обращается к Западной Европе – с той же самой целью.

И как бы ни обвиняли Петра в заигрывании с Западом, он по праву становится в тот же ряд, в котором стоит, к примеру, Александр Невский, который в свое время разбил ливонцев у Новгорода. Действительно, Петр Первый завершил то, что некогда начал Александр Невский – победу над шведами. Ведь крестовые походы со стороны Запада не закончились с разгромом крестоносцев Александром Невским.

Карл XII, король Швеции в 1697—1718 годах, полководец, потративший большую часть своего правления на продолжительные войны в Европе, решил одержать реванш в войне с Россией. Это был самый воинственный монарх за всю историю Европы. Он решил окончательно сделать Швецию доминирующей силой в Северной Европе. Янычары, восторгавшиеся его упрямством, дали Карлу XII прозвище «Железная башка».

Карл захватил Польшу с Саксонией, Северную Германию, с Норвегией, части Украины, Прибалтику, заключил договор с турками по совместному захвату и дележу России. На его сторону перешел украинский гетман Мазепа, сделавшись предателем. Вместе с войсками Малороссии, которые возглавлял Мазепа, Карл принимает решение идти на Москву. И пошел. После неудачной для шведов трехмесячной осады Полтавы, произошло сражение 27 июня (8 июля) 1709 года в 6 верстах от города Полтава на русских землях (Левобережье Днепра) с основными силами русской армии, в результате которого шведская армия потерпела сокрушительное поражение.

Смерть Петра была неожиданной для всех:

«В 27 день января 1725 года, после полудня государь стал к кончине приближаться. Тотчас призваны были два архиерея. И когда один из них о смерти и воскресении Христовой вспомнил, государь посилился приподняться и пересохшими устами еле вымолвил: “Вот то едино, что меня услаждает и жажду мою утоляет…” Через некоторое время удар в большой соборный колокол возвестил о смерти Его Величества».

Хотя Патриарх Никон и Император Петр в каком-то смысле (особенно в вопросах соотношения церковной и государственной власти) стоят по разные стороны, можно сказать, баррикад, что в целом их взгляды на роль России на международных путях совпадают.

И именно в этом единстве – поверх прочих разностей – и нужно искать ту доминанту, которая преобладала надо всем, и которая была обусловлена глубинным осознанием роли, или миссии России. И Никон, и Петр были ревностными, самоотверженными слугами России. И высшей целью обоих, хотя и различно понимаемой, являлось не столько Царство Небесное, сколько сильное государство российское.

Действительно, оба стремились построить земной рай, забыв слова Христа о том, что искать нужно «прежде Царствия Божьего, а все остальное приложится…». Но винить их в этом нельзя – они выполняли свой долг, и стремились к лучшему для своей Родины. Требуя невозможного – получить максимум.

Хотя Петр построил чудесный город на Неве, ставший окном в Европу, в честь апостола Петра, в мнении многих людей название Петербург ассоциирует с русским царем Петром Первым. Петру Первому воспето немало заслуженных дифирамбов. И в то же время многие считают его источником чуть ли не всех бед, выпавших на Россию. К примеру, известный славянофил Хомяков дает самую отрицательную оценку деятельности Петра I. По мнению Хомякова Петр хотя и пробудил в России сознание своей силы и излечил некоторые застаревшие болезни, но направил страну по ложному пути. С помощью грубых вещественных средств он поработил всех во имя государства, не поняв главного - что сила заключается в законе нравственной любви, т. е. в истинной вере.

Но редко, когда история принимает однозначные оценки – и тем более оценки такого великого деятеля как Петр Великий не оправдывают себя. В нем было много всего – и хорошего, и дурного. Но он верой и правдой – в силу своего, быть может, ограниченного понимания – служил Отечеству. И делать это он старался в гармонии с тем видением миссии России, которое к тому времени уже сформировалось. Даже его стремление к установлению справедливости, к насаждению грамотности и трудолюбия – все это было призвано к тому, чтобы сделать страну великой и крепкой.

Удалось ли ему это? Хотя прошло уже три столетия, все-таки отвечать на этот вопрос еще рано. Окно, которое он прорубил в Европу, сделалось для России и благословением, и проклятием. Через это окно к нам пришли новые технологии, достижения науки, прогресс – все то, без чего Россия не смогла бы выполнить своей важной миссии и была бы поглощена более сильными государствами.

В то же самое время в это окно как будто улетучилось многое из того, что издревле скрепляло русское общество: крепкий, патриархальный уклад семьи, трезвенность, строгая мораль. Начиная с эпохи Петра высшее общество живет сначала немецкой, потом французской модой, светскими увеселениями, стремлением к показной роскоши, романами и адьюлтером, а водка становится одним из самых популярных народных напитков.

А вслед за этим, как полагают некоторые, через это окно хлынули на Русь орды захватчиков. Наверное, они хлынули бы все равно. Важно не это. Важны те принципы, те устои, на которых только и может прочно утверждаться общество.

Патриарх Кирилл так выразил истинные ценности народа:

«Ценность любой цивилизации - не в том, во сколько миллиардов долларов оценивается ее совокупный продукт за истекший год, и не в том, и не в том, сколько у нее приверженцев на сегодняшний день.

Ценность любой цивилизации – в том, что она несет человечеству. И перед каждой цивилизацией стоит вопрос: способна ли она отражать в мыслях, чувствованиях, словах и делах ту непреходящую правду, которая имеет значение в вечности?»

После смерти Петра I заметна эволюция дома Романовых, который более и более превращался в немецкую династию. Бироновщина, гольштинцы, откровенные симпатии Петра III и Павла I к пруссачеству, подчинение ими внешней политики династическим интересам, офранцуживание дворянства — таковы факты, свидетельствующие о существовании многих причин, болезненно затрагивающих русское национальное чувство.

И все же Россия, в общей своей массе, не капитулировала перед Западом. Что и было наглядно продемонстрировано – хотя и очень дорогой ценой – в Отечественной войне 1812-го года. Но об этом мы поговорим в следующем блоге.

* * *








Содержание:

Яндекс.Метрика