Святая Русь (серия блогов)

Реформы Петра 1. Кем был Петр 1 для России.



20. Церковная реформа Петра



Раскрытие заговора послужило ускорению выхода в свет разработанного при участии императора Духовного регламента, получившего силу закона в 1721 г. Этот документ говорил о новом высшем церковном учреждении – Духовной коллегии, которая вскоре стала именоваться Синодом. Синод заменил собой патриаршество, при этом указывалась и причина. В Регламенте говорилось, что даже царь советуется с приближенными, тем более совет нужен в церкви, что в Синоде будет меньше пристрастия, коварства и лихоимства; здесь будет…: «свободный дух к правосудию, не как у единоличного правителя, который гнева сильных боится».

Далее Регламент высказывал самую существенную причину, почему единоличное управление церковью государству нежелательно: простой народ, удивленный той честью и славой, которой окружен патриарх, может помыслить, что «то второй государь, самодержцу равносильный или и больше его». Таким образом, Духовный регламент не допускал главе церкви стать подобным средневековому папе Римскому. Синод ведал всеми делами церкви.

Петр увлекался не только технологиями, идущими с Запада, но и, в какой-то степени, идеологиями. За основу отношений между церковью и государством он берет протестантскую модель. Петр имел сильные протестантские наклонности. Лютера он вообще ставил очень высоко. В 1712 г., перед статуей Лютера в Вартбурге, он восхвалял его за то, что "на папу и все его воинство столь мужественно наступил для величайшей пользы своего государя и многих князей".

Еще в юности молодой царь часто пропадал в Немецкой слободе, где усвоил протестантскую религиозность. Под ее влиянием он стал рассматривать веру как необходимый инструмент помощи в делах земных. Вслед за протестантами Петр сводил цели христианской жизни с небес на землю.

Но при всем этом Петр оставался православным христианином, и новые начала европейского мировоззрения соединялись у него с традиционными началами религиозного образования, полученного им в детстве. Петр изучал церковный устав и богослужебное пение, осваивал русскую историю по летописям и житиям святых. Он любил церковную службу и нередко сам участвовал в богослужении. Будучи уже главой государства, он часто пел на клиросе и читал Апостол.

Петру Первому был свойствен практический взгляд на роль веры в делах государства. В своих манифестах, заявлениях, письмах он часто делал откровенные религиозные оценки переживаемых событий. Петр говорил: «Быть трудолюбивым и честным, вот лучшая политика человека, власть имущего. Приносит она, однако же, мало пользы, если не сопутствует ей благословение Божие». Петр не мог терпеть вольнодумцев и безбожников. Он писал: «Кто не верует в Бога, тот либо сумасшедший, или от природы безумный. Зрячий Творца по творениям познать должен».

Один из учившихся заграницей питомцев Петра, будущий знаменитый историк Василий Татищев, приехал в Россию и стал издеваться над Библией и церковными порядками. Узнав об этом, Петр был в негодовании. Он велел привести его к себе для личного выговора. «Как же ты осмеливаешься ослаблять такую струну, которая составляет гармонию всего тона? — кричал на него Петр. — Да как смел ты, бездельник, без должного уважения касаться и Священного Писания, чем уже успел соблазнить многих». И ударяя провинившегося дубинкой, приговаривал: «Я тебя научу, как должно почитать оное… Не соблазняй верующих честных душ, не заводи вольнодумства. Не для того старался я тебя выучить, чтобы ты был врагом общества и Церкви».

* * *








Содержание:

Яндекс.Метрика