Святая Русь (серия блогов)

Церковь и государство



16. Церковь и государство



В то же самое время началось выяснение отношений между светской властью государя и духовной властью священства – в лице митрополита, а позднее патриарха. До прихода царевны Софьи русский царь чувствовал себя более авторитетным, чем митрополиты – и часто смещал тех, что были ему неугодны. Но с приходом Софьи и с провозглашением Москвы Новым Римом – ситуация изменилась. В Византии патриарх претендовал на роль равную по значимости императору. Русским царям еще предстояло познакомиться с такой моделью власти.

Говоря о Москве, как о Новом Иерусалиме, подразумевалась та модель, что проходит на страницах Священного Писания – модель, в которой подчеркивается сильная царская власть, исполняемая в контексте моральных, нравственных и правовых установок Божьего Закона. Греческая модель, именуемая еще «симфонией», утверждала равенство и гармонию власти светской и духовной. Но далеко не всегда эта гармония отношений достигалась.

Уже в правление Ивана III между этими двумя моделями – Москва – Иерусалим и Москва – Рим – начинаются трения, которые проявляется в спорах нестяжателей-заволжцев (последователей святого Нила Сорского и убежденных исихастов) и осифлян (сторонников преподобного Иосифа Волоцкого). Нестяжатели принадлежали к типу радикальных созерцателей, рассматривающих роль Церкви как «не от мира сего» - то есть в духовном примере и помощи бедным. Осифляне, напротив, понимали Церковь как социальный институт, влияние которого не меньше, а может и больше, влияния института царской власти.

В XVI веке учение о Москве-Третьем Риме получает дальнейшее развитие. Московский собор 1551 года, называемый Стоглав, окончательно утверждает учение о том, что Московская Русь становится Третьим Царством, Новым Израилем, последней империей, где только и сохранилась вся полнота веры. В этот же период на Руси устанавливается Патриаршество, что знаменует полноту и самодостаточность священного Царства. Хотя в Восточной Церкви есть и другие Патриархи (Патриарх Константинопольский, Патриархи Александрийский, Иерусалимский и Антиохийский), нигде нет Православных Царей, т. е. предпосылки для подлинной и законченной симфонии властей, для существования “катехона”, “удерживающего” отсутствуют. Единственным и последним “удерживающим” становится Русь. По этой причине она и именуется отныне в полном смысле избранной, отделенной - Святой.

* * *








Содержание:

Яндекс.Метрика