Святая Русь (серия блогов)

Убийство царевича Дмитрия



12. Удивительный «эпизод» русской истории



Говоря об истории духовной жизни России нельзя обойти стороной яркое событие начала шестнадцатого века, в котором, как в капле море, еще накануне монархии, отобразились зловещии волны Русской революции 1917-го года. Произошел бунт – а точнее Ватикано-Византийская измена – против целого ряда древних русских христианских духовных и государственных установок. Убит был законный наследник трона, царевич Дмитрий – первый коронованный на Руси царь. Истреблена огромнейшая прослойка носителей древней русской, славянской христианской традиции – субботствующие христиане, которых обвинили в ереси.

Впервые я написал книгу о событиях того времени в середине девяностых. Позднее я написал свою докторскую диссертацию по богословию русских субботствующих христиан. Несколько упрощенный вариант этой работы был издан впервые в Германии на английском языке и называвшейся «The Fifteenth-Century Novgorod-Moscow Movement» (VDM Verlag Dr. Muller). Потом часть этой работы составила второу часть моей книги «Славянское христианство», вышедшей в Заокском. Ну а тут хотя бы несколько слов скажу.

Период с конца 70-х годов XV века до 1505 года занимает особое место в истории общественной, политической и религиозной мысли Руси. Движение, которое в литературе девятнадцатого века получило название новгородско-московского, или ереси жидовствующих, остается загадкой для историков, богословов и философов. Само название этого движения предполагает радикальный разрыв с традиционной христианской доктриной и обычаями. Мое исследование делает попытку приоткрыть завесу тайны и воссоздать богословие этого движения.

Но это – не сухая академическая работа. События, о которых идет речь в этом исследовании, были такими же яркими и горячими, как и те костры, на которые в начале XVI века суждено было взойти их главным участникам. Эти события могли, в принципе, предварить западную Реформацию и даже скорректировать ее курс (каким бы громким ни казалось это утверждение), но вместо этого завершились трагедией царской семьи, интеллигенции и множества простых людей, внезапно вырвавшихся из эпохи средневековья прямо в новое время, но смертью своею ознаменовавших прочное утверждение России на средневековых стезях.

Это было время, когда от феодальной, княжеской раздробленности Россия переходила в неведомую ей эпоху, и то, каковой этой эпохе предстояло быть, зависело не только от тех или иных законов развития общества, но и от множества других обстоятельств.

Это было время, давшее первого в истории России венчанного царя, Димитрия, за которым стояла партия, именуемая в то время русскою. Это была партия, состоящая из людей искренно верующих, и именно усилиями этой «партии» в России в то время была преодолена междоусобица и воцарилась монархия. Изучению этой-то партии я и посвящал свое свободное время на протяжении многих лет. Я в первую очередь богослов, потом уже историк, и в моем исследовании изложены в первую очередь те факты, которые касаются ключевого вопроса в рассмотрении движения новгородско-московских верующих, а именно: были ли сторонники этой русской партии настоящими христианами (т. е., буквально, верили ли они в Божественность Иисуса Христа) или нет? И, да, они верили в Божественность Иисуса Христа. И единственная причина, по которой их обвинили в антитринитаризме – это то, что это было единственное «преступление», которое по Византийским церковным канонам каралось смертной казнью. И когда пришла на престол, захватила его Софья, приехавшая из Ватикана по заданию Римского папы, то начался беспредел и передел государства и династии. Старые герои должны были быть обвинены, обесчещены и сожжены. К сожалению, так тогда и произошло.

Конечно, моя работа не ограничивается сугубо богословской темой — там рассмотрена и событийная канва, и политические хитросплетения, и, что называется, «и жизнь, и слезы, и любовь». Но все же, открывая данную тему, мне хотелось бы наиболее пристально остановиться на исследовании христианских убеждений той группы людей, которая находится в центре моих интересов, потому что главной движущей силой и осью развернувшейся в конце XV века борьбы явилась не политика (хотя не обошлось и без нее), но религия. Большинство сторонников русской партии объединяли не только или даже не столько политические убеждения – яркий монархизм, сколько убеждения религиозные. Во что верили эти люди? Почти пять столетий как эта группа носит позорный ярлык «жидовствующие». Он подобен колокольчику, который вешают на прокаженного, чтобы никто и близко к нему не подходил и не касался его струпьев. Подобный ярлык отпугивает многих христианских исследователей, а исследователей светских эта тема волнует мало. Поэтому я и решился снять негласное табу с этой темы и заново рассмотреть, насколько серьезно можно говорить об антитринитаризме (неверии в Троицу) в среде «новгородско-московских еретиков» (иное прозвище данной группы людей). А это и было одним из главных обвинений в их адрес.

Мы называем указанное обвинение одним из главных потому, что все прочие обвинения свидетельствуют лишь о том, что это движение по своей сути было отличным от римо-католичества и оримляненного византизма. Сегодня, когда в России мы ищем примеры для подражания, когда ищем позитивных героев – мы не должны бы упускать в первую очередь тех, кто сплотили Русь, кто дали ей первого царя. И можно было бы это делать, если бы не грозная тень антитринитаризма, которая накрывает собою все прочие стороны этого движения, лишая многих людей всякого желания даже оглядываться на него.

Сегодня практически всех сторонников царевича Димитрия, или русской партии, — виднейших бояр, дипломатов, членов великокняжеского семейства — именуют, как бы по злой иронии, «жидовствующими». В результате интриг противоборст¬вующей партии, которую называли в то время кто «греческой», кто «фряжской» (итальянской), Димитрий, не успев даже вступить в свои права, по ложным (сегодня это признают практически все историки) наветам был брошен в темницу, где и был «по скору время умерщвлен», а его державное место занял сын великого князя Ивана III от второго брака — Василий. Победитель, как известно, всегда прав и может диктовать потомкам то, что ему удобно и выгодно. Это срабатывает почти всегда. И единственная оговорка, которая здесь уместна: а на какой срок это срабатывает? Как долго продлится обман? В случае же с жидовствующими загадка растянулась на 500 лет — наверное, истории, чтобы отдать свои тайны, требуется хорошая встряска извне. Но в нашем варианте такой встряски не происходит, поэтому и выходят по данному вопросу не груды книг, а пока одна лишь одна моя книга.

* * *








Содержание:

Яндекс.Метрика