Святая Русь (серия блогов)

Любовь к Богу



11. Значение Нового Иерусалима



Идея восприятия Москвы как "Нового (второго) Иерусалима" в значении историческом, как нового духовного центра Церкви, пройдя из глубины веков, становится общепризнанной в русском обществе. И это не случайно потому, что преемником славы древнего Иерусалима мог быть только столичный город христианского царства.

Надо заметить, что заявления эти делались в контексте христианского пути, на который встала Русь. Когда иудеи в целом отвернулись от Христа, Его спасения, и Его вести, апостолы сделали решительный поворот от иудейского народа к тем народам, которые до тех пор являлись языческими, но теперь приняли свет христианства. Апостол Павел, которого еще называют апостолом к язычникам, так говорил: «Ибо не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; о тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» Рим 2:28-29.

Но не относятся ли эти слова Священного Писания ко всем христианам, ко всем народам, не только к русскому? Конечно же, относятся. Не только к русскому, а вообще к любому христианскому народу. Любой народ, принявший христианскую веру - богоизбранный. И эта избранность – она относится не только к отдельным личностям, но и к целым народам. Апостол Петр так выразил эту мысль: «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет.» 1 Петра 2:9.

Русский, сербский, грузинский, немецкий, американский, французский – всякий народ. Вот только соответствует ли он этому избранию? Вот в чем вопрос... И это вопрос и к русскому народу в том числе.

Если говорить о личном призвании каждого человека, каждого христианина – независимо от того, где, в какой стране, в какой части мира человек этот живет – то призвание заключается в вере в Иисуса Христа, которая проявляет себя в добрых делах по отношению к ближнему.

Иисус Христос сказал так: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Мф. 22.45-46

А если говорить в отношении призвания целого народа? Ведь наша книга имеет дело с пониманием призвания России. В чем же оно, это призвание? Отличается ли оно от призвания индивидуального?

Конечно же, назвать Русь Новым Иерусалимом можно только с определенными оговорками. Ведь, согласно Священного Писания, не какая-то страна, не нация делается исключительной наследницей некогда мессианского израильского народа – а Церковь Божия. В полноте этого смысла – именно Церковь Божия является Новым Израилем. Но все же можно говорить, в ограниченном смысле, и о стране, как коллективной носительнице христианских принципов.

В чем призвание страны? Руси? Это то же самое призвание, что и призвание каждого христианина – возлюбить Бога и возлюбить ближнего. Но, естественно, корпоративное выражение веры находит себя во всех сферах жизни. Не случайно, поэтому наши предки, принявши христианство, ассоциировали себя с Новым Иерусалимом.

Бог говорит через пророка Исаию: «Ко Мне обратитесь и будете спасены, все концы земли» (Ис 45:22). То есть Бог обращался и обращается ко всем племенам земли, но не все откликаются. Как сказано в Писании: «Много званных, но мало избранных». Избранничество, таким образом, непременно подразумевает практический отклик, то есть выполнение определенной миссии.

И в чем же заключается эта миссия? В том, чтобы быть светом и нести добро миру. Бог сказал Авраму, избирая его и тот народ, что должен был произойти от него: «И благословятся в тебе все племена земные». Свет человеколюбивой и разумной веры противостояла тьме жестокости и язычества, которая окружала Израиль в древности.

Миссия древнего Израиля, которую переняла и проецировала на себя Россия, была двоякой. Во-первых, она была направлена внутрь – возрастить новые и новые поколения в вере в Бога. Во-вторых, это была миссия, направленная во вне – быть светом миру, противостоять духовной тьме язычества. А носителем этой тьмы, тем образованием, которое противостояло Иерусалиму древности и стремилось подчинить себе весь мир, был город Вавилон – или Великая Вавилонская империя. Потому миссия народа Божия состояла в том, чтобы противостоять Вавилону, не допустить вавилонизации всего мира.

В Священной истории Ветхого Завета, когда духовная битва была проиграна, когда народ Божий забывал Бога и притеснял ближних, тогда Вавилон одерживал верх. Это случалось тогда, когда притеснялись в Израиле вдова и сирота, когда в судах не найти было правосудия, когда правители, или князья земли, грабили свой народ, расширяя свои и без того уже обширные владения. Тогда наступал период Вавилонского плена – и Вавилон, казалось, торжествовал, а народ Божий, избранный народ Божий, откликнувшийся некогда на призыв Бога, оказывался в плачевном состоянии. Этой проблеме посвящены самые большие книги Священного Писания – книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля и других пророков.

«Научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову, тогда придите, и рассудим, говорит Господь… Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» (Книга пророка Исаии 1:17-19).

Эти слова звучат удивительно актуально для России, и современно для нас, живущих в 21-ом веке. Действительно, если мы хотим вкушать блага земли, если хотим видеть нашу страну великой, благоденствующей, угодной Богу, то самая первая битва, в которой мы должны одержать победу – это защита бедных и угнетенных, это справедливый суд, это прекращение грабежа народа теми, кто наделен на это силой и властью. Это – самый первый и самый важный практический шаг к поиску и нахождению Россией своего высокого призвания.

* * *








Содержание:

Яндекс.Метрика