Святая Русь (серия блогов)

Никоновская летопись. Миссия Руси.



10. Самосознание народа



В течение многих поколений русским людям требовалась так сказать теоретически выразить то, что пережили их деды и прадеды. Так и формировалась на Руси – Русская Идея. В предыдущей главе, к примеру, мы говорили о том, как Россия фактически спасла Европу, да и весь мир, от воинственного Ислама. И это было бы невозможно, если бы Русь не имела в ту пору четкого и определенного видения себя – как Свет с Востока, как оплот христианства. Но испытания для Руси не закончились с монголо-татарским нашествием – скорее, они только начинались. Сдерживая их, давая им отпор, Русь одновременно задавалась вопросом – в чем ее призвание?

Нападение на Русь с Востока монголо-татар стало сигналом к нападению на Русь с Запада крестоносцев. Там решили, что с двумя врагами Руси точно не справиться. В 1238 году Папа Римский благословил короля Швеции на крестовый поход против новгородских земель, а всем участникам этого похода обещал отпущение грехов.

В 1240 году шведы и немцы вторглись в Северо-Западную Русь, рассчитывая, что ослабленные монгольским нашествием русские княжества не смогут оказать серьёзного сопротивления. Русским жителям грозили не только религиозные преследования (официально именно религиозные лозунги были главными в целях вторжения крестоносцев), но и полное истребление, как это уже произошло с многими прибалтийскими племенами.

В том же 1240 году шведские рыцари, которые должны были наносить первый удар по Новгороду с севера, со стороны реки Невы, были разбиты молодым новгородским князем Александром Ярославичем, который после этой битвы получил прозвище «Невский».

Александр вернулся в Новгород (откуда его ранее выгнали новгородцы) и к началу 1242 года смог отбить все захваченные немцами территории, после чего повел русское войско на территорию Ливонского Ордена. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера состоялась знаменитая битва, вошедшая в историю как Ледовое побоище. Немецкие рыцари были разбиты русским войском, что фактически означало провал попыток крестоносцев захватить богатые земли Новгорода и Пскова.

И опять именно самобытность, именно понимание своей избранности помогли русичам устоять. Есть известие, что папа Иннокентий IV в 1251 году прислал к Александру двух кардиналов с буллой, написанной в 1248 году. Папа, обещая помощь ливонцев в борьбе с татарами, убеждал Александра пойти по примеру отца, согласившегося будто бы подчиниться римскому престолу, и принять католичество. По рассказу летописца, Александр, посоветовавшись с мудрыми людьми, изложил всю священную историю и в заключение сказал: "си вся съведаем добре, а от вас учения не приимаем" – что в переводе значит – «сами с усами».

В чем конкретно состояла миссия Руси – над этим ломали головы поколения русских церковных деятелей, философов, историков. И мы еще не раз коснемся этих вопросов. Но что было несомненно, с чем соглашались фактически все – так это то, что в великом и непостижимом плане Божием Русь заняла то место, которое некогда принадлежало Израилю с центром в Иерусалиме - место верного Богу народа.

Монах Чудова монастыря Афанасий в составленной им Степенной книге царского родословия сравнивает князя Владимира с пророком Моисеем: "Яко же древле Моисей изведе Израиля...из Египта… тако и Владимир, идый ис Херсоня, хотят извести новаго Израиля, державу царствиа своего, от работы кумиробесиа".

Так как формирование богоизбранного народа в Священном Писании связано с именем Моисея, в русской религиозной мысли и в русском фольклоре фигура Моисея приобретает огромное значение в связи с событиями на Руси.

Инок Фома в "Похвальном слове" тверскому князю Борису Алексеевичу отождествляет князя с пророком Моисеем. Для инока Фомы Моисей - образ мудрого правителя и пастыря, и с ним он отождествляет князя Бориса за его стремление вывести свой народ, жителей Тверского княжества, "от убожества" и "скорбного жития":

"Великий же князь Борис Александрович новые есть Моисей человеколюбивый, переводя нас от убожества и от скорбнаго житиа в радостное и Богом обетованное царство".

Русь называет Новым Израилем ростовский архиепископ Вассиан Рыло в своём послании великому князю Ивану III на Угру в 1480-ом году – когда русское воинство противостояло воинству ордынскому. Согласно послания Вассиана, Новый Израиль - это Богоизбранный русский народ, Моисей - князь Иван III, фараон - золотордынский хан Ахмат, русский Исход – это избавление русского народа от ордынского ига.

В Никоновской летописи и в Степенной книге Иван Грозный сравнивается с Моисеем в связи с казанским походом, в результате которого было освобождено 60 тыс. русских пленников. Это избавление от рабства русских людей у автора летописи вызвало прямые ассоциации с Исходом израильского народа.

* * *








Содержание:

Яндекс.Метрика