Цикл.

Библейская книга Есфирь и Божии помазанники – Цари с Востока



Книга Есфирь

1. «Вот это новое»?


"Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас" (Екклесиаст 1:10)


"Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков" (Первое послание к Коринфянам 10:11)



Я уже обращался к книге Есфирь в своих блогах как к важнейшему типологическому историческому пророчеству о последних царях с востока – о России. В этом цикле я надеюсь коснуться некоторых деталей, которые помогут лучше разобраться в этой чрезвычайно важной теме. Но прежде хочу сказать несколько слов о том, как работают типологические библейские пророчества.

Во-первых, надо сказать, что типология – это именно тот простой и можно сказать единственный метод истолкования Ветхого Завета, который использовали апостолы и писатели Нового Завета. Я писал уже об этом много статей, скажу лишь о том, как это помогает нам видеть историю в свете библейских пророчеств.

История Новозаветнего Израиля – христианской Церкви – это по сути типологически превосходнейшая история Ветхозаветнего Израиля – еврейского народа. Т.е. история Нового Израиля (Церкви) проходит через те же основные этапы, как и история Израиля старого. Это чрезвычайно ясное библейское учение, но, к сожалению, оно в последнее время находится в пренебрежении. То есть типология (самый ранний и надежный способ истолкования Ветхого Завета) «отвернулась» от истории. Почему? По одной простой причине: это совсем не нравится еврейским библеистам, будь они даже и христиане. А эти библеисты, конечно, на ключевых позициях.

Ничего не имея против этих исследователей Библии, зная многих из них лично, хочу все-таки сказать, что чувство превосходства и исключительности, так отличавшее в свое время фарисеев и саддукеев, не успело испариться за две тысячи лет. И для многих моих еврейских коллег-богословов нет никакого Нового Израиля. Церковь – это всего лишь новая организация, хотя и божественно установленная, но она не замещает (это ключевое слово – запомните его) собой Израиля ветхого. Она живет по своим законам, и к пути старого Израиля не имеет никакого отношения.

Я с этим в корне не согласен, как ни поливают они грязью «теологию замещения». Эта теология в каждой строчке апостола Павла. Но я хочу сказать, что я очень серьезно отношусь и к тому, что Павел пишет о том, что в конце времен (то есть очень скоро) евреи придут ко Христу. Об этом я всегда говорю в своих лекциях в Открытой Семинарии – это одно из ключевых и наиболее часто встречающихся пророчеств в Библии – о том, что в последние времена воссоединятся иудеи и Израиль («потерянные» десять колен, современные христиане). И воссоединятся не вокруг страшного третьего Храма, который евреи сегодня всеми силами стараются построить, и не вокруг намеченных богопротивных жертвоприношений в этом храме, которые являются оскорблением великой жертве Иисуса Христа. Это и есть «мерзость запустения на святом месте» о которой предупреждал Иисус.

Так вот, если отбросить эти штучки, которые есть свидетельство национальной гордости сегодняшних обитателей государства Израиль, то перед нами снова разворачивается великолепная библейская панорама истории Христианской Церкви – Нового Израиля. Если вы согласны с этим – поехали дальше.

Итак, книга Откровения, по которой у меня цикл лекций на Открытой Семинарии, делит историю Христианской Церкви на семь условных периодов – которые параллельны, но типологически превосходня, истории ветхозаветнего Израиля, евреев. Я подробно писал об этом в своих комментариях на Откровение, здесь дам очень краткую схему только.

Итак, родившись, как нация, после выхода из Египта, Израиль прошел семь этапов своего пути, к которым и отсылает нас последовательно книга Откровения – указывая на тот путь, которым будет проходить и Новый Израиль, Христианская Церковь. Вот эти семь этапов, кратко переданных в 2 и 3 главах Откровения, в истории «семи церквей».

1. Ветхий Завет (ВЗ) – завоевание обетованной земли Иисусом Навином. Этот период в Новом Завете соответствует апостольскому периоду и провозглашению Евангелия до краев земли.

2. ВЗ период представлен книгой Судей в которой евреи живут в обетованной земле посреди язычников, которые устраивают на них 10 гонений. В НЗ – это период десяти гонений на Христианскую Церковь со стороны Римской империи.

3. ВЗ говорит об установлении монархии – это ранний период монархии. В истории Христианской Церкви – это период формирования централизованной Церкви.

4. ВЗ говорит о периоде компромиса и отступничества царей и народа – и такую же тенденцию мы видим в христианстве соответствующего периода.

5. ВЗ говорит о страшном Вавилонском пленении, вызванном отступничеством народа. В истории христианства – это период пленения Церкви государством, от которого Церковь до сих пор окончательно не отошла.

6. ВЗ говорит о возвращении из плена и о той реформе, которая вслед за этим последовала. История Церкви свидетельствует о частичном освобождении из Вавилона посредством Реформации Церкви.

7. История ВЗ Израиля длилась еще до самого Первого Пришествия Иисуса Христа. Но, интересным образом, период этот еще называют «периодом молчания» потому что ВЗ не освещает этот период далее истории Есфири, произошедшй спустя сто лет после падения Вавилона и освобождения народа Божиего царями с востока – помазанниками Божиими, царями Мидо-Персии. Соответственно, в истории Христианской Церкви – это последний период перед Вторым Пришествием Иисуса Христа. Это тот период, который ознаменован приходом царей с востока (Откр 16: 12).

Подробнее об этом вы можете прочитать в моих многочисленных статьях по семи церквам, написанным мною в период 1992 – 2015 (частично опубликованной на Proza.ru), или в моей новой книге «Откровение мучеников», которую надеюсь скоро издать.

Таким образом, типология является главной направляющей библейских пророчеств без которой толкователи предоставлены самим себе и своим буйным фантазиям в интерпретации пророчеств. Игнорировать типологию недопустимо – без нее ни одна цитата НЗ из ВЗ не имеет смысла. И книга Откровения не просто говорит о чем-то новом, но в первую очередь указывает на новое, на историю Христианской Церкви как на хорошо забытое (к сожелению) старое – историю ВЗ Израиля.

И когда мы рассматриваем книгу Есфирь – последнюю историческую книгу ВЗ – мы уже знаем, что она указывает на последние события истории Христианской Церкви. Вот эти-то события мы и будем разбирать в этом цикле блогов-статей.


* * *



Приглашаю всех желающих присоединиться ко мне в размышлениях о книге Есфирь на странице моего видео-цикла.



Чтобы быть в курсе новостей сайта предлагаю вам оформить подписку на получение рассылок.

* * *


Темы цикла:





Яндекс.Метрика