Цикл. Даниил, Цари с Востока, и мы





1. О Данииле


"И отвечал он: «иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени." (Даниил 12:9)



Мы закончили (или начали) наши размышления над книгой Есфирь. Рад, что многим из моих читателей эти размышления понравились, понравилось свидетельство умницы Есфирь. Но чтобы сделать свидетельства эти еще интереснее и аргументированнее, я приведу свидетельство второго свидетеля – Даниила (он же носил и менее привлекательное имя – Валтасар. Мы еще посмотрим – совпадение ли это). В этих статьях я не буду давать исчерпывающего комментария на каждый стих Даниила. Даст Бог, когда-то сделаю и это. А пока я поделюсь лишь общими наблюдениями относительно этой книги и некоторых ее пророчеств. Опять-таки, я не буду здесь изучать известные пророчества Даниила – многие из моих читателей с ними так или иначе знакомы, кто-то достаточно близко. Я рассмотрю книгу в целом, в ее историческом плане.

Будем помнить, что история древнего Израиля как образы указывает на историю Нового Израиля, Церкви, христианского сообщества. Вы это и так помните, да и говорил я прежде об этом не мало. Будем также помнить, что жизнь помазанников (а Даниил, Навуходоносор, Дарий – помазанники) указывает так или иначе на Христа (Помазанника) и на события, связанные с Его пришествием, или лучше сказать – пришествиями. В общем, мы пользуемся все теми же простыми, элементарными, начальными принципами толкования, которые использовала уже Ранняя Церковь и которые раскрывают отношения между ВЗ и НЗ, а также Израилем по плоти и Христианской Церковью.

Итак, Даниил. Около 505 года до Р.Х. он был взят в плен во время «доброй-мягкой» осады Иерусалима. Пойди он в плен после второй осады, когда Иерусалим взбунтовался против Навухудоносора, и Храм был разрушен, и стена разрушена, и народ в цепях уведен был – то была бы уже совсем иная история Даниила. Но Бог послал его в плен с первой группой, которых и пленниками-то не назовешь – на учебу в столицу ребят отправили, в самый престижный университет мира, на полную оплату, и с последующим гарантированным трудоустройством в министерствах и ведомствах. Это Господь сделал, чтобы, думаю, показать бунтарям, какие они глупые и дикие. Какой дикий грех они совершают. Но об этом читайте у Иеремии. Удивительный пророк – Иеремия.

Кстати, отвлекусь на минутку и скажу: я долго думал, какую книгу изучать следующей, стих за стихом, вместе с друзьями, с Открытой Семинарией. Думал и о Данииле. Думал и о Послании к Евреем. Разные были варианты, изучал, читал, молился. Но решил не соблазняться пока на сами по себе яркие книги. Вот, сам Даниил Иеремию изучал. В общем, решил я не перепрыгивать ничего. Исаия. Теперь Иеремия. А дальше видно будет. Но Иеремию, как и Исаию, не обойдешь и не объедешь. Так что скоро буду делиться размышлениями над Иеремией. Зима большая.

Так вот, назад к Даниилу. Видите ли, пророчества Даниила – они неразрывно связаны с его жизнью, которая в книге богато освящается. Кого еще из пророков мы знаем так хорошо, как Даниила? Вот, мы огромный пророческий корпус Исаии с вами изучали всю осень – наш осенний марафон. И что мы знаем об Исаие? Крайне мало. А что знаем, то приходится по крупинкам собирать тут и там. И так любого пророка возьми – ничего они о себе не пишут, ничего мы о них не знаем.

Вот, пророка Авдия на днях читал. Что за странная книга? Почему она вообще есть? Я с вами как-нибудь поделюсь. Так вот, никто из комментаторов понятия не имеет, кто он такой и когда жил. Никто и не знает, он ли у Иеремии главу всю переписал, или Иеремия у него. Ничего не известно. И так – кого из пророков ни возьми. На то они и пророки- чтобы не на себя внимание, пусть даже они герои-прегирои веры (а так оно и есть), а на пророчества. Правильно?

А вот Даниил – весь как на ладони. Это что – нарциссизм? Позднейшие вставки? Вы знаете, что евреи и к пророкам-то Даниила не относят – так, к поэзии, вместе с Екклесиастом. Но – нет! Даниил – пророк. И его жизнь, еще раз, но по-другому выражусь, является неотъемлимой частью пророчеств. Ведь он – израильтянин. Живущий в самом конце ветхозаветней истории. Помазанный – а потому воплощающий в себе, олицетворяющий собою всю нацию, весь народ Божий. Как и Есфирь сделалась помазанницей. Поэтому история жизни Даниила, вставленная как бы нечаянно в промежутках между его пророчествами, это тоже пророчества. Которые (как мы многократно убеждались) помогают нам понять другие его пророчества.

Вот ещё что понял: когда мы что-то узнаём о пророках в Библии личное, какие-то их личные дела, поступки, браки, жизнь – это тогда, когда Бог через их дела и жизнь хочет показать Своему народу притчу, дать урок. Потому что если слов они не понимают – может поймут действия? Потому и лежат пророки на боку месяцами, и ходят голые, и в жены блудниц берут, и сыновей неблагозвучными именами называют... Чтобы дать людям наглядный урок пророчества.

Так и жизнь Даниила. Она – не аппендикс к пророчествам. Она – пророчество.


* * *



Чтобы быть в курсе новостей сайта предлагаю вам оформить подписку на получение рассылок.

* * *


Темы цикла:





Яндекс.Метрика