Русская Реформация


Мартин Лютер

В своем предыдущем посте я говорил о том, почему в России, в отличии от стран Европы, не было Реформации. Из рассмотренных нами факторов видно, что в России не могла и не может произойти Реформация на Западный манер. А дальше мне хотелось бы задаться другим вопросом, нашим вопросом номер два, а именно: Произойдет ли Реформация в России на какой-то другой манер?

Думаю, что она уже началась. Серьезно? Где? В чем? Раз уж мы используем Западную Реформацию как некий исторический эталон, давайте приложим этот эталон к современной России.

И тут мы замечаем удивительное сходство между нашей нынешней ситуацией и той, в которой нашел себя некогда Мартин Лютер. Начнем с международной и политической обстановки того времени. Германия, в которой и началась Реформация, к тому времени проходила через тяжелые времена. Вспомним немного историю. С 962-го года, когда Папа Римский короновал Оттона императором Священной Римской Империи, Германия являлась основой этой империи, которую называют еще Империей немецкой нации.

Основным политическим соперником Германии был Папа Римский. Поколения Римских Пап посвятили больше времени и внимания расшатыванию мощи Германии, чем каким-либо другим приоритетам. Они это делали, естественно, чтобы ослабить соперника через поддержку то Англии, то Испании, то Франции. И расшатали до того, что ко времени Лютера Германия, хотя по прежнему достаточно богатая, практически утратила свое прежнее международное положение. Более того, изнутри Германия оказалась также раздробленной. В выигрыше от всего этого был Рим и Папа.

Говоря о Мартине Лютере наверное самое первое, что можно и нужно о нем сказать – это то, что он немец, которого многие (и не без оснований) считают немецким националистом, и который по сути вывел свою страну из сферы влияния того образования, которое он именовал Вавилоном – то есть Римского Папства. Он не ставил себе такую цель. Но поддержка, которую он снискал у немецких князей, свидетельствует о том, что они отдавали себе отчет в том, что выводят страну из сферы Римского (или Вавилонского) влияния.

Далее, глядя на богословие Лютера мы видим, что оно направлено в целом против тех догматов католической церкви, которые являются сугубо католическими и не имеют аналогов в российской религиозной среде. В частности, это учение о непогрешимости Папы и о его претензий на полноту власти над народами и странами, над жизнью этой и грядущей. Эта беда, по счастью, миновала славянское христианство. Но, если глядеть в корень богословия Лютера, то оно, безусловно, созвучно славянскому богословию. И в центре его – учение о покаянии и призыв к богоискательству, то есть к личным отношениям с Богом и Его Словом.

Уже самый первый из 95-ти Тезисов Лютера озвученных им в тот октябрьский день пятьсот лет назад, гласит: 1. Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря: "Покайтесь...", заповедовал, чтобы вся жизнь верующих была покаянием.

Этот тезис должен сделаться и непременно сделается первым тезисом и Русской Реформации. Именно с покаяния, истинного и искреннего, а не ритуального (о чем и пишет Лютер) и надо начинать всё великое. Поэтому все громче и громче над Россией клич о покаянии. Даже камни могут однажды возопить.

Далее, на протяжении всех своих Тезисов Мартин Лютер пишет по сути об одном – и позднее он разовьет это в четкое учение – о том, что Папе Римскому нельзя доверять ни в вопросах духовных, ни в вопросах экономических и политических, которые тесно связаны с папской идеологией. Позднее Лютер разработает свое понимание Римо-Католической церкви и Империи как современного ему Вавилона.

Таким образом призывом Лютера к Реформации становится не какая-то спецефическая подборка учений, а призыв покинуть Вавилон. И хотя о физическом падении Рима (Ватикана), этого Вавилона Европы, речь тогда еще не особенно шла, акцент на духовном, моральном падении Вавилона был поставлен сильно и безошибочно.

Впрочем, Германские князья восприняли выход из Вавилона вполне буквально: они вывели страну из сферы экономического, политического и идейного влияния Рима. Вначале это был выход экономический (с запретом продаж индульгенций в Германии), потом богословский (с принятием Лютеранства), а потом и политический (с созданием Шмалькальденской лиги). Развитие протестантского богословия способствовало освобождению от идеологического засилья Рима.

Современная ситуация в России не так уж и сильно отличается от ситуации в Германии накануне и во время Реформации. Россия по отношению к Западному миру сегодня – примерно то же, что Германия по отношению к Риму времен Реформации.

Фактически события последних лет в России воспринимаются Западом именно так, как воспринималась Римом 500 лет назад деятельность Лютера и Германских князей. Рим, который довел Германию до ее жалкого состояния и желал удерживать ее в нем, был крайне недоволен «самовольством» князей Германии, и старался всеми силами, вплоть до военной интервенции, остановить процесс выхода Германии из Священной Римской Империи – из Вавилона.

Сегодня идет полным ходом Русская Реформация. Она не в пересмотре одного-двух пунктов веры, не в двоеперстном или троеперстном крещении. Она, как и во времена Лютера – в выходе из Вавилона. Именно этим и занята сегодня Россия, вольно или невольно, денно и нощно отдаляясь от того Западного Вавилона, в который однажды так стремилась.

Конечно, каждая Реформация ставит и более специфические, богословские вопросы. Встанут эти вопросы и перед Русской Реформацией. Они уже встают – ведь мы живем в такие времена, когда шила в мешке не утаишь. Но я хотел бы обратиться ко всем тем, кто особенно обеспокоен «чистотой веры». Я и сам себя к таким причисляю. Но хочу сказать, что Западной Реформации потребовались столетия, прежде чем она смогла хоть как-то ответить на поставленные перед нею вопросы. Будьте терпеливы с Русской Реформацией. Она только начинается.

Одного только не хватает сегодняшней Русской Реформации, чтобы мы с полным правом могли поставить ее в ряд (или на порядок выше) с Западной Реформацией. Это – отношение к Библии, к Слову Божию. К великому сожалению я не вижу пока в России большого интереса к Библии. Мало тех, кто серьезно читает, изучает эту книгу. Опять-таки, обычно именно русские протестанты больше всех в России обращаются к Библии.

Слову Божию еще предстоит по-настоящему открыться перед русским народом. Я каждый день открываю Библию вместе со своими русскими друзьями, читаю, изучаю её на своём канале YouTube, стараюсь привить любовь и интерес к этой Книге.

Величайшей заслугой Лютера было и остается не то, что он дал Германии политическую независимость, поднял ее экономику, развил культуру. Его главной заслугой является то, что он дал немецкому народу Библию. Он буквально перевел Библию на немецкий язык. Это-то и сделало реформацию Реформацией.

Русский народ до конца не получил ещё своей Библии. Да, у нас есть русский перевод Библии, даже несколько переводов. Но у нас нет ни привычки читать эту Книгу, ни умения этого делать. Я, конечно, не Мартин Лютер, но я желаю своей России её доброй Реформации, желаю ее полного выхода из Вавилона – чтобы не подвергнуться, как говорит Библия, язвам его. И потому я каждый день на страницах моего сайта и на страничках в соцсетях, блогах, книгах и статьях, личных встречах и выступлениях стремлюсь поделиться своей любовью к этой Книге и опытом своего многолетнего изучения её. В каком-то смысле моя «Открытая Семинария» - это мой скромный вклад в Русскую Реформацию. А моё исследование «Россия. Цари с Востока» - это разбор библейских пророчеств о последней Реформации в истории – о той Реформации, носителями которой являются пророческие цари с востока.

* * *






Яндекс.Метрика