Цикл. Потерянное Царство: о воссоединении Иуды и Израиля и даже больше



Сыновья Иосифа. Ефрем

Колено Ефрема


Ефрем был младшим из двух сыновей Иосифа от египтянки Асенефы из Илиополя (Быт. 46:20). Его дедом по материнской линии был египетский жрец Потифер. Таким образом, подобно Моисею, они были приобщены ко всем тайным знаниям египетским. Имя Ефрем (плодовитый) Библия объясняет тем, что при его рождении Иосиф сказал: «Бог сделал меня плодовитым в стране моего страдания» (Быт. 41:50—52). Родился в Египте до прихода сынов Израилевых из Ханаана и был усыновлён престарелым Иаковом.

Колено Ефремово получило центральную, богатую и плодородную полосу земли от реки Иордан до Средиземного моря к северу от Иерусалима. Из него происходил преемник Моисея и начальник израильского народа Иисус Навин, и Самуил, известный пророк и судья израильский. Когда после смерти царя Соломона его государство распалось на два царства, наибольший политический вес в ново созданном Израильском царстве имело колено Ефрема. Оно избрало царём представителя своего племени Иеровоама, а его резиденцией сделало свой город Самарию, которая была столицей Израильского царства до конца его исторического существования.

Но вернемся еще к истокам этого колена. Через год после Исхода колено Эфраима насчитывало 40 500 мужчин в возрасте 20 лет и старше (годных к военной службе). Слабость Эфрамитов была в их склонности к гордости и порожденных ею бунтам и революциям.

Эфраимит-идолопоклонник Миха построил Золотого тельца. И Ефрема постигло наказание: после мора, постигшего израильтян в наказание за идолопоклонство, численность колена сократилось до 32 500 человек. Но Бог не отверг это колено.

Одним из 12 соглядатаев, которых Моисей послал «высмотреть землю Ханаанскую», был представитель колена Эфраима Иисус Навин. Он пытался опровергнуть утверждение остальных соглядатаев о том, что завоевать Ханаан невозможно; за это Иисус Навин удостоился права вступить в Землю Обетованную, когда все «поколение Исхода», исключая Халева, погибло в пустыне. Он же был избран преемником Моисея. Под его началом большая часть Ханаана была завоевана израильтянами и поделена между коленами Израиля. Отвергнутый другими братьями-соглядатаями, Иисус Навин выполнил все же возложенную на него роль помазанника своего времени. Но при этом он, вместе с Иосифом, отцом своим, еще только указывает на ту роль, к которой колено это было избрано в Божьем великом плане.

Эфраимиты получили удел в центральной части Палестины. В книге Судей Израилевых Эфраим — одно из наиболее влиятельных израильских колен. Притязания эфраимитов на главенствующую роль видны уже в их споре с Гедеоном и в их выступлении против судьи Ифтаха за то, что он не призвал их к участию в войне против аммонитян. В ходе последовавшего за этим братоубийства, гилеадитяне, призванные Ифтахом против эфраимитов, истребили из них 42 тысячи человек. Как мы видим, вражда между «младшеньким» и братскими коленами была нешуточной.

Самуил также был из эфраимской области. Когда старейшины израильские пришли к Давиду для избрания его на царство, из Эфраима явились 20 800 человек.

Потом было еще одно восстание. Эфраимитяне были обижены тем, что власть перешла к колену Иуды, — они восстали под знаменем Шебы бен-Бихри, требовавшего низложения Давида. Восстание подавил Иоаб. В царстве Соломона область горы Эфраим была одним из 12 административных округов. После смерти царя Соломона и распада Израильского царства, эфраимиты стали во главе северных колен и вместе с ними отпали от династии Давидидов – от дома Давидова. Основавший северное Израильское царство, враждовавшее с южным Иудейским царством — царь Иоровоам I был эфраимитом. Эфраимиты были самым сильным коленом Северного царства, его сплачивающей основой, поэтому Северное (Десятиколенное) царство называли еще Эфраимским.

Земля, которая дана была колену Ефрема, было расположено самым выгодным образом, дававшим выход к Средиземному морю и к Иордану. Соседство Финикии и удобное сообщение с Сирией и Месопотамией сделали эфраимитов более культурными, чем иудеи, отрезанные пустыней от благ цивилизации. В более высокой культурности эфраимитов кроется причина его недовольства властью Иуды и стремление к политической свободе. Однако более удобное положение его страны сделало её более доступною для нападения врагов, и было одной из главнейших причин его более раннего падения.

Еще мы знаем, что колено Эфраимово образовалось, согласно Библии, уже в Египте. Задолго до того, как другие колена получат свою землю, это колено, породнившееся с египтянами, уже владело землей и городами в Египте. Мы читаем в той же главе 1 Парал. об успехах детей Ефрема: «И дочь у него [была] Шеера. Она построила Беф-Орон нижний и верхний и Уззен-Шееру. И Рефай, сын его, и Решеф, и Фелах, сын его, и Фахан, сын его, Лаедан, сын его, Аммиуд, сын его, Елишама, сын его, Нон, сын его, Иисус, сын его. Владения их и места жительства их [были]: Вефиль и зависящие от него города; к востоку Нааран, к западу Гезер и зависящие от него города; Сихем и зависящие от него города до Газы и зависящих от нее городов. А со стороны сыновей Манассииных: Беф-Сан и зависящие от него города, Фаанах и зависящие от него города, Мегиддо и зависящие от него города, Дор и зависящие от него города. В них жили сыновья Иосифа, сына Израилева.»

Вот так. Пока евреи жили в Гесеме, в Египте, эфраимиты создавали поселения и в Ханаане. Эфрамиты владели там землями за много лет до того, как войдут туда остальные сыны Израилевы. Это тоже что-то говорит о величии и какой-то отделенности этого племени.

В Библии есть история, которая, возможно, является предвосхищением пленения Северного Царства и Ефрема. Вот как кратко представляет эту история 1-ая книга Паралипоменон, седьмая глава 20 – 23 стихи:

«Сыновья Ефрема: Шутелах, и Беред, сын его, и Фахаф, сын его, и Елеада, сын его, и Фахаф, сын его, и Завад, сын его, и Шутелах, сын его, и Езер и Елеад. И убили их жители Гефа, уроженцы той земли, за то, что они пошли захватить стада их. И плакал о них Ефрем, отец их, много дней, и приходили братья его утешать его. Потом он вошел к жене своей, и она зачала и родила сына, и он нарек ему имя: Берия, потому что несчастье постигло дом его».

Эта история напоминает более известную историю Иосифа – когда известие о смерти Иосифа было представлено помазаннику Иакову его помазанными детьми. Согласно их истории дикий зверь (нация, народ говоря символическим языком) растерзал Иосифа. То же самое говорит и Паралипаменон. А Иаков слушал рассказ сыновей про Иосифа и плакал, как плакал теперь Ефрем по своим детям.

Я могу предположить, хотя это и не принципиально, что книга Паралипаменон (Хроники) передает перспективу Иакова и Ефрема. Возможно, этих сыновей постигла такая же участь, как ранее Иосифа: возможно, их не убили, а продали в рабство в далекую страну. В которой они станут великим народом. Не затем ли, чтобы однажды, по сценарию Иосифа, они могли спасти своих сородичей (колено) оказавшихся в кризисе? Но это только предположение, намек, который дает Библия. Колену Ефремову еще будет предоставлена возможность потеряться и найтись. Плен был не за горами.

Впрочем, повествование это действительно неоднозначное. Интересно посмотреть, какую интерпретацию этому тексту дает древнее еврейское предание. Согласно его, это был не эпизод, не сцена на охоте. Колено Ефрема, согласно этого понимания, самым ранним решилось на Исход, и по своей инициативе и силе колено это вышло из Египта за 30 лет до выхода остальных колен, то есть вроде, как и вовремя, легитимно – по исполнении 400 лет пребывания в Египте. А для этого колена – так и всех 430! Ведь оно первым пришло в Египет. Имеет смысл, если первым оно из него и выйдет. Хотя бы отчасти – чтобы вырасти где-то в великий народ. Это уже я рассуждаю. То есть, если такой Исход действительно был (в чем все же нет полной уверенности), он был бы все же... легитимным.

Да, в свое время Бог послал Моисея, чтобы вывести народ из плена. Послал, когда люди довели себя до ручки. А что если им не надо было себя так доводить? Что если правы были Ефремляне, ушедшие из Египта, как только исполнился пророческий срок? Кто знает.

При этом, эфраиты столкнулись с филистимлянами, которые победили их: «Вот, сыновья Эфраима, Шутелах и Беред, …и убили их жители Гата, уроженцы той земли, когда они сошли забрать их стада»; «Сыны Эфраима, без промаха стрелявшие из лука, отступили в день битвы, — не хранили они завета Бога».

Возможно, это отступление в день битвы, на которую ссылается источник, этот отказ прийти на помощь братьям, на который дается здесь ссылка – возможно это то, что Ефрем искупит сполна в самом конце. Он однажды не пришел, когда его ждали и звали. Теперь он придет на помощь народу Божьему. Когда его никто не зовет и не ждет. Ведь он исчез: вскоре после захвата ассирийской армией Израильского царства значительная часть эфраимитян была насильственно депортирована в Месопотамию в 720 г. до н. э.

Но, опять-таки, эпизод с потерей или гибелью сыновей Ефрема может истолковываться по-разному. Что, однако, явно в истории всего племени Ефрема, это то, что однажды его исчезновение из виду и его неожиданное появление сделается спасительным для людей Божиих.


* * *


Чтобы быть в курсе новостей сайта предлагаю вам оформить подписку на получение рассылок.







Темы цикла:

Яндекс.Метрика