Цикл. Потерянное Царство: о воссоединении Иуды и Израиля и даже больше



Сыновья Иосифа. Манасия и Ефрем

Иосиф и его сыновья


Чтобы ярко увидеть историю Иосифа в эсхатологических сценах нам надо понять, что в последние времена Иосиф будет представлен во всемирной истории через... своих сыновей. До сих пор мы говорили о братьях Иосифа. Пришло время поговорить о его сыновьях.

То, что история Иосифа в дальнейшем, и особенно в эсхатологических событиях, представлена через участие его сыновей мы начинаем понимать еще при жизни Иосифа, вместе с тем благословением, которое он получил от своего помазанного отца Иакова. В Быт. 48:1-4 Иаков пересказал Иосифу, как Бог всемогущий явился ему в Вефиле, и пообещал благословить его, произведя от него множество народов и дав его потомству землю Ханаанскую в вечное владение. Слова этого обетования были для патриарха источником не иссякавшей надежды в странствиях его, и таковым им предстояло быть и для народа, который произойдет от него, ибо народу этому дано было верное слово Бога – и в особенной степени передано оно было Иосифу.

Хотя на момент начала истории Иосиф был младшим из сыновей, Иаков благословил его первородством, возведя в положение первородных юношей Ефрема и Манассию, его сыновей (41:51-52), и тем закрепив за Иосифом двойной удел. Имя самого Иосифа не должно было значиться: его выражали и представляли двое его сыновей. Ефрем и Манассия "заместили" таким образом Рувима, старшего сына Иакова от Лии (1-Пар. 5:1-2), лишенного первородства за преступление против отца (49:4). Последний стал первым и первый – последним.

Бытие 48 «И сказал Иаков Иосифу: «Бог Всемогущий явился мне в Лузе, в земле ханаанской, и благословил меня, и сказал мне: „Вот, Я распложу тебя, и размножу тебя, и произведу от тебя множество народов, и дам землю эту потомству твоему после тебя в вечное владение “. И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле египетской до моего прибытия к тебе в Египет, – мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои. Дети же твои, которые родятся от тебя после них, будут твои; они под именем братьев своих будут именоваться в их уделе.»

Здесь мы видим, что Иаков напрямую объявляет Ефрема и Манассию своими сыновьями. Имя самого Иосифа, таким образом, выносится за скобки. Приметим это пока, как примечаем мы и другие вещи.

Вы видите, что происходит? Иосиф – его сыновья – становятся первородными Израиля. А, следовательно, они наследуют его и получают особенные, двойные (выражено уже в двух коленах одного человека) благословения. По своему объему и содержанию эти благословения в разы превосходят благословения других братьев.

Быт 49: «Иосиф – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником, ветви его простираются над стеною; огорчали его, и стреляли, и враждовали на него стрельцы, но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его от рук мощного Бога Иакова. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных. Да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими.»

Второзаконие 33: «Об Иосифе сказал: «Да благословит Господь землю его вожделенными дарами неба, росой и дарами бездны, лежащей внизу, вожделенными плодами от солнца и вожделенными произведениями луны, превосходнейшими произведениями гор древних и вожделенными дарами холмов вечных, и вожделенными дарами земли и того, что наполняет ее; благословение Явившегося в терновом кусте да придет на главу Иосифа и на темя наилучшего из братьев своих; крепость его как первородного тельца, и рога его, как рога буйвола; ими избодает он народы все до пределов земли. Это тьмы Ефремовы, это тысячи Манассиины».

Во-первых, я хочу сказать, что получивший такое благословение не может просто так сгинуть и исчезнуть с дороги истории. Но именно так это себе многие и представляют. Пришли Ассирийцы, увели Ефремлян и все Северное Царство, и все тут.

Но все не так. Он – сын Иосифа. На нем – его помазание. На нем и странная роль его – быть «потерянным» среди народов, сделаться великим, но анонимным, неведомым для братьев. И стать спасителем (на земле и в земных категориях) всех своих братьев. Библия говорит не просто о нахождении этого потерянного Израиля и о воссоединении его с Иудой. Она говорит конкретно о роли потерянного Иосифа, точнее младшего (как и полагается) его сына, Ефрема как мессии. Об этом мы во многих деталях читаем у пророка Захарии, который из всех колен Израилевых на роль мессии и спасителя обитателей Иерусалима указал на потерянного и забытого Ефрема.

Я сдержу свое слово, приду к этим текстам – в следующих постах. Но прежде позвольте мне, пока не забыл, заметить, что Библия говорит всегда о двух мессиях. Первый и настоящий Мессия – это Бог. Второй мессия – это человек или народ, избранный для особой цели, а именно: спасти братьев, спасти весь дом Израилев (Церковь и синагогу) во время великой скорби. То есть, какие-то задачи Бог, как Мессия, выполняет Сам. Другие же Он по благости Своей поручает помазанным (избранным) личностям и народам.

Вот таким народом и предстает Ефрем, сын Иосифов, также считавшийся потерянным, но лишь для того, чтобы найтись в нужную минуту. Но настало время поговорить подробнее о Ефреме. Кто он? Чтобы нам его искать и найти было легче.


* * *



Чтобы быть в курсе новостей сайта предлагаю вам оформить подписку на получение рассылок.

* * *


Темы цикла:





Яндекс.Метрика