Ефрем - крепость главы Моей

Колено Ефрема. Кто такие ефремляне



Слишком ранний Исход? Удивительное о Ефреме.



Хочется ещё поговорить о Ефреме – об одной удивительной загадке, решение которой открывает перед нами новые глубины пророчеств. Но в этой небольшой статейке я не буду пока еще сосредотачиваться на пророческой значимости рассматриваемого нами события. Начнем с загадки.

В 1 Паралипоменон 7 глава есть действительно загадочная история

«Сыновья Ефрема: Шутелах, и Беред, сын его, и Фахаф, сын его, и Елеада, сын его, и Фахаф, сын его, и Завад, сын его, и Шутелах, сын его, и Езер и Елеад. И убили их жители Гефа, уроженцы той земли, за то, что они пошли захватить стада их. И плакал о них Ефрем, отец их, много дней, и приходили братья его утешать его. Потом он вошел к жене своей, и она зачала и родила сына, и он нарек ему имя: Берия, потому что несчастье постигло дом его. И дочь у него была Шеера. Она построила Беф‐Орон нижний и верхний и Уззен‐Шееру. И Рефай, сын его, и Решеф, и Фелах, сын его, и Фахан, сын его, Лаедан, сын его, Аммиуд, сын его, Елишама, сын его, Нон, сын его, Иисус, сын его. Владения их и места жительства их были: Вефиль и зависящие от него города; к востоку Нааран, к западу Гезер и зависящие от него города; Сихем и зависящие от него города до Газы и зависящих от нее городов. А со стороны сыновей Манассииных: Беф‐Сан и зависящие от него города, Фаанах и зависящие от него города, Мегиддо и зависящие от него города, Дор и зависящие от него города. В них жили сыновья Иосифа, сына Израилева.»

(Первая книга Паралипоменон 7:20-29)

Что вы здесь замечаете? Давайте по порядку. Во-первых, мы видим, что речь здесь идет о сыновьях Ефрема. Во-вторых, мы видим, что их тут постигло большое поражение. И в-третьих мы видим, что эти события происходят в то время, когда жив был еще патриарх Ефрем, хотя и был уже, надо думать, в преклонном возрасте. В-четвертых, все это происходит еще до того времени, когда Израиль вышел из Египта (Ефрем был еще жив). Ну, и в-пятых, все это происходит не в Египте, а в Палестине – в Обетованной Земле.

Поняли проблему? Что делали Ефремляне в Палестине в то время как Израиль должен был еще находиться в Египте? Вы замечали когда-то эту проблему? Вряд ли. Зато над решением этой богословской задачки трудились поколения еврейских ученых-талмудистов. Наверное, с них мы и начнем наше независимое расследование. Я посмотрел пять-шесть еврейских комментариев, основанных на предыдущих толкованиях и мидрашах. И все они в один голос заявляют одно. Я процитирую, к примеру, из Мидраш Хагадол на Исход 13:17 – текст, в котором говорится о том, что Господь решил не вести Израиля во время Исходя через земли филистимские: «чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет»:

«Война Филистимлян с сынами Ефремовыми произошла недавно, о чем и говорится в Первой книге Паралипоменон 7:20-29... Почему они (Ефремляне) проиграли в битве с Филистимлянами? Они совершили ошибку в своих подсчетах и вышли из Египта на 30 лет ранее назначенного Богом срока окончания рабства. Они ушли из Египта и погибли».

Другие еврейские комментарии говорят то же самое разными словами. Интересно, что улавливается в этих комментариях некое даже злорадство от поражения Ефремлян. Действительно, колено Ефрема было как бельмо на глазу у Иуды, Южного Царства. Ведь Ефрем являлся носителем самого могущественного благословения из всех братьев:

«Об Иосифе сказал: да благословит Господь землю его вожделенными дарами неба, росою и дарами бездны, лежащей внизу, вожделенными плодами от солнца и вожделенными произведениями луны, превосходнейшими произведениями гор древних и вожделенными дарами холмов вечных, и вожделенными дарами земли и того, что наполняет ее; благословение Явившегося в терновом кусте да приидет на главу Иосифа и на темя наилучшего из братьев своих; крепость его, как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола; ими избодет он народы все до пределов земли: это тьмы Ефремовы, это тысячи Манассиины.»

(Второзаконие 33:13-17)

И это поражение Ефрема рассматривается современным иудейством – до сих пор ревнивым к своему брату Ефрему и счастливым его, как они надеются, окончательной пропажей – как наказание от Бога за ошибки в пророческих калькуляциях.

Действительно, Книга Исход 12:40 говорит:

«Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет.»

Ефремляне же, похоже, обсчитались, и вышли на 30 лет ранее. В этом было, якобы, их неповиновение Богу, и за него они были наказаны поражением.

Действительно, Господь сказал, отметил, что Израильтяне уже пробыли в Египте довольно – более чем довольно, 430 лет. И это в то время, как Господь сказал Аврааму: «знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет» (Книга Бытие 15:13). Также и Деяния св. Апостолов 7:6 подтверждают это: «И сказал ему Бог, что потомки его будут переселенцами в чужой земле и будут в порабощении и притеснении лет четыреста.»

Таким образом мы видим, что в изначальный план Божий входило, чтобы Израильтяне могли выйти из дома рабства на 30 лет ранее – не дожидаясь, когда их совсем уже поработят, когда над ними будут издеваться, когда будут убивать на их глазах их детей. Бог не хотел, чтобы эти несчастия случились с Его народом. Но, к сожалению, не нашлось в ту пору никого, кто мог бы, подобно Даниилу, сказать: «В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царем над царством Халдейским, в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима» (Даниил 9:1,2).

Но в тот раз, в Египте, не нашлось никого, кто мог бы, как Даниил, сделать такие же вычисления – хотя бы не заранее, хотя бы тогда, когда «исполнилось число лет». Точнее, был такой человек – Моисей. Но к тому времени, как исполнилось пленению 400 лет, он уже 10 лет как бродил вдали от Египта и Израиля, жил своей новой жизнью. Вот Моисей точно поторопился – на 10 лет раньше назначенного срока начал он освобождать Израиля. За что и был отправлен Богом в пустыню – на 40 лет. Ни брат Моисей, Аарон, ни сестра их, Мириам, никто другой как-то не думал о пророчестве, данном Богом отцу их Аврааму. Даниила не нашлось. Так что пришлось Богу Самому явиться к Моисею спустя уже 30 лет (интересное время – в таком возрасте Иисус Христос выступил на служение) и напомнить ему, что прошло уже 430 лет, а не 400, как Бог обещал. По жестокосердию Израильтян произошло это. Не нашелся у них на ту пору мудрый Даниил. Или все-таки нашелся? Или, все-таки, Божии пророчества в пренебрежении не бывают – хоть кто-то да исследует?

А ведь нашелся, похоже, и в те дни мудрец, который вычислил число лет. К сожалению, имя его осталось для нас неизвестным. Но он, по-видимому, был из колена Ефрема. Да и исчисления его пришлись по душе только одному колену – колену Ефрема, самому бесстрашному и отчаянному из всех колен. Ранний Исход Ефрема, таким образом, это не их ошибка в калькуляции, не их непокорность Богу, а скорее наоборот. Давайте приглядимся еще поближе к тексту книги Паралипоменон:

«… И убили их жители Гефа, уроженцы той земли, за то, что они пошли захватить стада их.» (21-й текст)

В оригинале написано, что их убили за то, что они «сошли» захватить стада их. Сыны Ефремовы уже в те времена, когда Израиль был в Египте, уже устроился в Обетованной Земле – на горе Ефрема. Именно оттуда «сходили» сыны Ефремовы на Филистимлян. Когда годами позднее прочие Израильтяне будут завоевывать землю под предводительством Иисуса Навина и Халева (оба – Ефремляне), то они, идя из пустыни Синайской, будут «восходить» на Филистимлян. А вот сыны Ефремовы уже десятилетиями прежде «сходили» на Филистимлян. Читаем далее:

«И плакал о них Ефрем, отец их, много дней, и приходили братья его утешать его.» (22-й текст)

Тот факт, что Ефрем и другие родственники могли прийти и навестить своих отпрысков говорит о том, что выход в ту пору (Исход) был возможен, и не был сопряжен с такими трудностями, которые придут спустя 30 лет. Возможно, также, это поражение Ефремлян в ту пору испугало прочих Израильтян. Даже гораздо позднее, во время Исхода, Господь не стал вести их тем кратчайшим путем (через земли Филистимские), которыми шел Ефрем – у народа был страх. Тогда они, видимо, увидев поражение Ефрема и решили остаться в Египте. Это в их стиле.

Кстати, даже Ефрем не весь вышел в этом Раннем Исходе. В Чис. 1:32, 33; 26: 35-37 ясно указывается, что колено Ефремово было в числе выходящих из Египта. Видимо, самые отчаянные головы отправились тогда, когда исполнилось 400 лет, из Египта. И в целом, похоже дела у них шли неплохо. Пока не произошло это страшное и немного как будто глупое поражение – позарились на чужой скот.

А может Ефрем тогда и потерпел поражение, что не поддержали его братья? Свои? И другие колена? Что ж, у Ефрема еще будет время собраться с силой. Да с такой силой, какой наградил его Бог: «крепость его, как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола; ими избодает он народы все до пределов земли: это тьмы Ефремовы».

Но все же смерть детей Ефремовых не означала поражение вышедших тогда. Это была большая потеря. Но дети Ефремовы продолжали жить в Ханаане и преуспевать. Притом преуспевать настолько, что ряд современных археологов пытается доказать, что Исхода не было – присутствие Израильтян в горах Ефремовых ощущается явно до Исхода. Но мы то знаем, надеюсь, что произошло на самом деле.

«Потом он вошел к жене своей, и она зачала и родила сына, и он нарек ему имя: Берия, потому что несчастье постигло дом его. И дочь у него была Шеера. Она построила Беф‐Орон нижний и верхний и Уззен‐Шееру.» (23-24 тексты)

Вы слышали что-либо подобное в Библии? Или где-то еще в древней истории? За редчайшими исключениями (наследные королевы) женщины не упоминаются в числе великих деятелей и строителей мира сего. И тут – эта Шеера. Кто она? Зачем? Почему? Откуда такая сила? Влияние? Мы ничего не знаем. Но этой вставкой имени Ефремлянки Библия как бы делает заявление: у Ефремлян и женщины такие, что «коня на скоку остановит, в горящую избу войдет». Или это уже не из Библии?

Интересно все это, не правда ли? Библия начинает только тогда раскрываться и оживать, когда ты начинаешь замечать великое в «ничтожном». Но помимо любопытства, какое практическое значение может иметь эта история? Удивительное значение. Но я не буду пока о нем говорить, ни в этой статье, ни в ближайших. Я не хочу уподобиться Моисею в его несвоевременной попытке спасти Израиль. Я ещё подожду...

* * *








Содержание:

Яндекс.Метрика