О роли Даниила и Есфирь


Пророк Даниил

В шестой главе книги пророка Даниила есть известная всем, наверное, христианам история. История верности Даниила – когда он брошен был в ров со львами. Но вы задумывались над тем, что такое был Даниил для царства царей с востока, царства Мидо-Персов? Над тем, кем он был для Дария, который его чуть не казнил? Это же параллельная история книги Есфирь, где народ Божий проходит последнее испытание и Мардохей становится вторым после Артаксеркса. Удивительные параллели. И это не случайно. Обе истории говорят о чудесном избавлении народа Божиего в царствование царей с востока.

Вот, кто-то считает, что я идеализирую царей с востока. Ни в коем случае. Дело в том, что при царях с востока, и только при них, возникает угроза полного уничтожения народа Божиего. Вы не замечали? Никакие вавилоняне, никакие ассирийцы или кто-то еще никогда не ставили целью искоренить израильтян. Им это сто лет не надо было. И только с интригой Амана (прообраза новозаветнего сатаны) ставится под угрозу, казалось неотвратимую, самое существование народа Божия. И это происходит, я с сожалением признаю, не в царствование Вавилона, а в царствование царей с востока.

Но при всем этом не будем забывать о той высокой роли, которая самым неожиданным образом выпадает при царях с востока Божьим людям. Даниил, Есфирь, Мардохей... Им нет равных в мудрости, силе и влиянии. Да, всем им было назначено умереть – царями с востока. Но никто из них не умер. Умерли их враги.

Даниил тоже не идеализировал земных царей с востока и их царство – хотя верой и правдой служил им. Он верил в Грядущего еще в будущем настоящего Царя с Востока, Иисуса Христа – в славе и велиции. И он ждал Его Царства. За что чуть не поплатился своей головой. Зато вы заметили, что происходит дальше? Цари с востока прославляют Бога и Его Грядущее Царство. У них все, наконец, становится на место. И Дарие говорит: «Царство Его вовек». Не царство Дария. Царство Бога.

Вообще, я чем больше задумываюсь о последних гонениях, о гонениях, которые исходят от царей с востока, я начинаю видеть в этом глубокий смысл. Смотрите. Хотя Даниил служил и предыдущим царям, царям Вавилона, он был в относительном мире только с одним из них – Божьим избранником Навухудоносором. Ни с его сыном, ни с внуком, ни с последним царем, Валтасаром Даниил ужиться не мог. А если и пересекался с ними, то это были травматичные моменты. Ведь это – Вавилон.

Но заметьте другую динамику в его службе царям с востока. Библия подчеркивает снова и снова, что он был лучший и честнейший служака, и царь ему больше всех доверял, и что Даниил во всем верен был царю и служил ему не за деньги и не из страха и не из положения, а искренне, всеми силами и ото всего сердца. Служа царю, он служил людям.

То есть, с Вавилоном у нас естественный конфликт, естественный антогонизм. Но с царями с востока – другое дело. И вот сатана использует их, то есть тех, которым не брезговал служить и Даниил, чтобы сделать самое великое зло. И вот самое страшное тут в том, и самое великое, что так и должно быть – ведь и Христос пострадал не от рук вавилонян, а от рук того народа, которому верой и правдой, и самой Жизнью Своею Он служил. Ведь это особенно... нелепо. Горько, обидно, страшно.

Вот так в последние времена сатана использует в общем-то прекрасных царей, чтобы нанести удар. И потому не удивительно, что люди боятся сильной власти – ведь именно сильная власть царей с востока (и у Даниила, и в Есфирь подчеркивается, что законы Мидо-Персов не могут быть отменены), а не вавилонское смешение способна создать страшные и идеальные условия для гонения – можно сказать автоматического истребления – народа Божия.

Но что спасает от истребления? Вавилонский порядок? Спасает только Бог. Но как в случае с Даниилом, так и в случае с Есфирь Бог являет Своему народу честь быть рядом с царями и привести их к Богу. Божьему народу, как помазаннику Божиему, предстоит свидетельствовать перед царями. А это может сделать только тот, кто способен любить и уважать царя – или хотя бы всякого, поставленного над тобою. Вот чем побеждают Даниил и Есфирь – своим безусловным подчинением царю во всем, кроме вопросов их веры. Когда цари понимают, что кроме Есфири и Даниила их в общем никто по-настоящему не любит и даже не уважает, тогда Бог Даниила и Есфири становится Богом царей востока. Вот чем они одержали победу над, казалось бы, безгранично сильными царями – своей любовью.

* * *






Яндекс.Метрика